Темы: Рав Ицхак Зильбер
Крепко сделано у евреев:
Род из рода, из рода в род…
Оттого народ не стареет —
Что навечен часов завод.
И в эпоху смертей и сказок
Тот сумеет встать над волной —
Чьми прадедами рассказан
Дедам сон о жизни земной.
Памяти духовного лидера поколения рава Ицхака Зильбера з.ц.л
Ну, что сказать? Померкло. Храм — разрушен.
То был прозрачный, милосердный свет.
Лишь образ Б-га воскрешает души.
Был рядом с нами. Больше — нет.
Нам не хватало слёз. Отяжелели.
Разрушен Храм. Навзрыд, на пол, навзлёт.
Ты нам помог. Лёд сдавленный в капели.
Отсюда ли Спасение придёт?
Волна печали захлестнула Землю.
Но будто — мелко. Ураган вдали.
Пытаюсь разгадать. Боюсь и внемлю.
Что нового в движении Земли?
Когда ушли два цадика, два «брата» —
Две башни стали свечками о них.
А нам что ждать? Иль — время виновато?
…Субботний свет все воплотит огни.
(8 Ава 5764 (2004) года.)
«А мир объяла тьма».
Как вам сказать? — Грозна и ощутима.
И в середине, косточке — росток.
Свет - поверху, свет рядом, мимо —
И только возле сердца шопоток.
То был — Адам. И луч безмолвной бездны —
И скромностью, и мудростью простой
Здесь воплотил. А занавес железный
Подтаял под душой и теплотой.
Вы думаете, занавес — граница?
Да нет, всё было жальче и страшней:
В нём Б-г — дышал. И Б-г желал излиться
Сквозь череду трусливых, подлых дней.
Был занавес меж Б-гом и твореньем,
А значит, между нами и душой.
Святым и несгибаемым смиреньем
Он сделал так, что Б-г сюда пришёл.
То был — Моше. Судьбы его частица.
Гора Синай, как холм, невысока.
Кто вспыхнет, пока след ещё лучится,
И Тору принесёт через века?
(9 Ава 5764 (2004) года)
Да, мы почти, почти мертвы,
Но Б-жья милость… Нет, не надо.
Она в шуршании травы;
И звёзд превечная отрада,
И косогор, и стук камней —
Она во всём, душе и роще…
Но после праведника ей
Пролиться без обёртки — проще.
И свет, который Рав принёс,
Он будто по ветру развеян,
И мимо памяти и слёз
Вольётся — воскрешать евреев.
Я заметил, как это случилось:
Умер цадик — и яды в еде.
Словно цепь в небесах отключилась.
Тору уподобляют воде,
Тору уподобляют дыханью.
А, Вы думаете, кислород —
Производит листвы колыханье
Амазонских, сибирских пород?
Цадик — этого мира защита,
В море духа пловец и судья.
Нам сокрыто — от Б-га не скрыто:
Все мы — дочери и сыновья
Тех, кто вырвал секиру и жало,
Был пред вечным вопросом силён.
Помню я, как дорога дрожала,
Когда умер столетний Гаон…
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»