Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В нашей недельной главе есть интересное выражение:

«И вот, как выслушает он слова клятвенного договора этого, он благословит себя в сердце своём, говоря: „Мир будет мне, хотя буду ходить по произволу сердца моего“, чтобы прибавить [таким образом] сытое к голодному»
(Дварим 29:18)

Т. е., наказание за нарушение «сытое» добавляется к наказанию за нарушение «голодное». Что это значит?

Рамбан в своём комментарии объясняет это так: Б-г создал человека с естественными страстями и наклонностями. Если человек идёт на поводу у своих страстей — нормальных, естественных страстей — это может привести к развитию страстей ненормальных («насыщая» естественные страсти, он начинает жаждать неестественного). Есть вещи, которых человеку естественно хочется, а есть такие, которых даже и не хочется. Но свои страсти можно «развить», «расширить»: если делать постоянно то, что хочется, в результате захочется того, чего прежде и не хотелось. Удовлетворяя естественные страсти, можно дойти до извращений. Например, говорит Рамбан, если человек чрезмерно увлекается женщинами, он позже может увлечься и мужчинами, а затем и скотом. Своими действиями человек меняет (сдвигает) рамки своих желаний, опускаясь на более низкий уровень.

Гнев — естественное человеческое свойство. Однако застрелить человека, не поделив с ним место на стоянке, — уже неестественно. Но если давать волю гневу по любому поводу, можно дойти и до этого. Сейчас таких людей направляют на психиатрическую экспертизу, и психиатр может сказать: «Он должен был так поступить, это его природа». А откуда взялась такая природа? Он сумасшедший? Нет. Человек приучил себя реагировать подобным образом. Он приучился постоянно проявлять свой гнев в обычных рамках, а затем эти рамки стали ему тесны. Его способность к самоконтролю уменьшилась, и он опустился на низший уровень.

Но возможно и движение в другом направлении. Сказано в Пиркей Авот (4, 2): «Спеши исполнить лёгкую заповедь и остерегайся нарушения, ибо заповедь влечёт за собой заповедь, а нарушение влечёт нарушение. Ибо награда за заповедь — заповедь, а плод нарушения — нарушение». Рабейну Йона поясняет эту мишну так: исполнение заповеди запускает естественную силу привыкания. Тому, кто приучает себя к не очень сложным действиям («лёгкой заповеди»), становится легче исполнять заповеди вообще, приходит естественная тяга к подобному и становится доступен уровень, который прежде казался совершенно «неестественным» и недоступным. В этом процессе кроме естественной силы привыкания есть особая помощь Б-га. Если человек опускается, ему не мешают с Небес, но если он хочет подняться, Всевышний ему помогает. По выражению наших мудрецов: «Тому, кто желает очиститься, — помогают».

Есть люди, которые усердно изучают Тору многие часы подряд, хотя силы уже не молодые. Как они этого достигли? Приучили себя к этому в юности, и сейчас это — их естественная тяга и естественная страсть.

Некоторые люди достигли такой способности к концентрации при изучении Торы, которую можно назвать совершенно «неестественной». Приведём случай из жизни рава Шимона Шкопа, как он описан в книге «Еврейские мудрецы»: «Когда он должен был пройти опасную операцию в одной из варшавских клиник, врачи, принимая во внимание состояние его сердца, опасались делать ему наркоз. Р. Шимон сказал, что в наркозе нет необходимости — он может „обезболить“ себя, сконцентрировавшись на талмудической проблеме, которая его сейчас занимает. Его привязали к операционному столу, чтобы он не мог шевельнуться, и провели операцию в состоянии бодрствования. На вопрос, не было ли ему больно, заданный после крайне мучительной операции, он ответил: „Слава Б-гу, нет. И хотя новых открытий мне не удалось сделать, я еще раз проверил свою аргументацию, приведенную в некоторых фрагментах книги Шаарей йошер“».

Действиями, даже не требующими больших усилий, человек может полностью изменить свою внутреннюю направленность и выйти на совершенно новый духовный уровень.


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?