Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Жертвоприношение Ицхака

Жертвоприношение Ицхака, или, на иврите, «Акедат Ицхак» — последнее испытание нашего праотца Авраама

Оглавление

Жертвоприношение Ицхака в Торе [↑]

Жертвоприношение Ицхака — десятое, последнее испытание праотца Авраама, в оригинале называется «Акедат Ицхак» — то есть «связывание Ицхака». Естественно, никаких человеческих жертв в ходе «жертвоприношения Ицхака» принесено не было. Произошло это испытание в еврейский месяц Тишрей, в 2085 году от Сотворения мира /1676 г. до н.э./. О «жертвоприношении» Ицхака рассказывается в Торе, в недельной главе Ваера (почитать самостоятельно можно здесьсм. Берешит, 22)

Описано, как Всевышний повелел праотцу Аврааму: «И было… Б-г испытал Авраама. И сказал Он ему: Авраам! И сказал он: Вот я. И сказал Он: Возьми своего сына, своего единственного, которого любишь, — Ицхака, и пойди в землю Мория, и вознеси его там в жертву всесожжения на одной из гор, которую Я тебе укажу» (Берешит 22:1-2).

И на следующее утро Авраам отправился в путь, взяв с собой Ицхака, Ишмаэля и своего ближайшего ученика Элиэзера.

Духовное возвышение [↑]

В оригинальном тексте Торы повеление Всевышнего описано не словами «Принеси его в жертву», а словами, которые можно перевести на русский как «Вознеси сына так, как жертвоприношение», или буквально — «подними».

Мудрецы толкуют это в духовном смысле: имеется ввиду духовное возвышение Ицхака, душа которого должна была соединится со Всевышним — так же, как жертвоприношения: когда у приносящего жертву есть соответствующая кавана (намерение), то его жертва уносится из этого мира и, поднимаясь в небеса материальные, также и поднимается и принимается на Небесах духовных (читайте подробнее в теме «Жертвоприношения»).

Таким образом, остановив Авраама, Всевышний не поступил вопреки Своему повелению — это вообще не в Его правилах — а продемонстрировал Свое истинное намерение: Он не принимает человеческие жертвы вообще, а в случае с Ицхаком истинной задачей было возвышение (духовное) Ицхака, готового на самопожертвование, и испытание Авраама, чтобы он тоже достиг нового духовного уровня, пройдя это испытание.

Талмудический мидраш [↑]

В Талмуде (Санхедрин 89б) рассказывается следующий мидраш.

Сатан, представ перед Всевышним, пожаловался ему: «Люди просят у Тебя помощи, но как только Ты даешь им то, о чем они просят, — они Тебя забывают. Так и Авраам, сын Тераха, — когда у него не было детей, он строил жертвенники и приносил Тебе жертвы. Но с тех пор, как у него родился сын Ицхак, он не построил Тебе ни одного жертвенника и не принес ни одной жертвы. Он увидел, что Ты дал ему то, о чем он просил, и забыл Тебя».

И ответил Всевышний: «Нет на земле человека, подобного Моему служителю Аврааму! Даже если бы Я повелел ему принести в жертву его сына Ицхака, он не возразил бы Мне — и уж тем более, если бы я приказал ему принести в жертву барана или быка». И тогда, чтобы испытать Авраама, Б-г повелел ему принести сына во всесожжение.

Сложность испытания [↑]

Комментаторы Торы поясняют, что в этом испытании содержался и элемент наказания за то, что Авраам заключил союз с филистимским царем Авимелехом и его потомством — ведь земля филистимлян входила в состав страны, обещанной Аврааму и его потомкам от Ицхака, а в отношении всех народов, населявших эту землю в Торе повелевается: «Не оставляй в живых ни души» (Дварим 20:16).

Всевышний показал Аврааму, что если он будет проявлять чрезмерное милосердие, то лишится своего потомства.

Невероятная сложность этого испытания заключалась еще и в том, что приказ Всевышнего перечеркивал все Его прежние обещания, данные Аврааму: даровать ему многочисленное потомство именно через Ицхака и отдать этому потомству во владение Святую Землю. К тому же, выполнение этого приказа разрушило бы дело всей его жизни. В течение многих десятилетий Авраам приближал людей к Б-гу, учил их милосердию и добру, объяснял им преступность идолопоклонства, которое требует принесения человеческих жертв. А теперь, в глубокой старости, ему предстояло самому совершить действие, подобное этому, и его поступок мог бы стать в глазах его учеников величайшим осквернением Имени Б-га.

Но хотя Авраам совершенно не понимал «расчета Небес», тем не менее, единственным его желанием было как можно быстрее и совершеннее выполнить волю Б-га, не требуя от Того дополнительных разъяснений. Авраам даже не просил Всевышнего отменить Его страшное повеление, которое могло бы привести к осквернению Его Имени, — как он просил отменить решение уничтожить Сдом. Ведь в данном случае он чувствовал, что к его молитве может примешаться его собственное желание спасти жизнь сына, которое бы противоречило ясно выраженному повелению Всевышнего.

Всевышний приказал Аврааму принести жертву не сразу и не около Беэр Шевы (в районе которой тогда Авраам разбил свои шатры), а на далекой горе, чтобы он мог выполнить это повеление осознанно и обдуманно. Ведь если бы он должен был совершить всесожжение немедленно, то можно было бы подумать, что он действовал в спешке и в возбуждении, не ведая, что творит. Поэтому трехдневный путь от Беэр Шевы до горы Мория тоже стал частью грозного испытания.

По пути Авраам встретил глубокого старца, смиренного и благочестивого видом, который обратился к нему со следующими словами: «Ты идешь, чтобы без всякой вины убить своего единственного сына, которого Б-г даровал тебе на старости лет. Но ты и сам знаешь, что такое повеление не могло исходить об Б-га, ведь Б-г не причинит человеку такого зла на земле!». И тогда Авраам понял, что это Сатан, принявший облик старца, пытается отвратить его от выполнения воли Творца.

Возношение Ицхака на жертвенник [↑]

На третий день пути, десятого Тишрея 2085 года /1676 г. до н. э. /, в Йом Кипур, Авраам увидел издали гору Мория, над которой он различил облако и огненный столп, поднимающийся от земли до небес.

Он спросил у Ицхака, видит ли и он это проявление Шехины. Оказалось, что это облако видят только они — но ни Ишмаэль, ни Элиэзер его не замечают.

Дальше, к горе Мория, Авраам и Ицхак подошли вдвоем: сын нес дрова, приготовленные для всесожжения, а отец — нож для забоя жертвы и факел, чтобы развезти на жертвеннике огонь.

По пути Ицхак спросил: «Мы несем с собой огонь и дрова. А где же агнец для всесожжения?» «Сынок, — отвечал ему Авраам, — тебя Б-г избрал в жертву».

Ицхак безоговорочно поверил в истинность пророчества, полученного его отцом. Он сказал: «Отец, все, что повелел тебе Б-г, выполни с радостью и со спокойным сердцем» (Санхедрин 89б; Сефер аЯшар).

На горе Авраам начал восстанавливать жертвенник, на котором приносили жертвы и Адам — первый человек, и Ноах (Ной), и его сын Шем. Сын подавал ему камни, а Авраам укладывал их. Затем Авраам связал сыну руки и ноги, возложив его на жертвенник, поверх дров. Его сердце переполняла радость оттого, что он выполняет волю Б-га, — и, вместе с тем, он плакал от жалости и любви к своему сыну.

После полудня, когда отец собрался возложить Ицхака поверх дров на жертвенник, Ицхак попросил: «Пожалуйста, отец, свяжи меня как можно крепче. Ведь я еще молод, и, возможно, от страха перед ножом мое тело содрогнется — как бы из-за меня совершенная тобой шхита не стала бы непригодной, и тогда твоя жертва не будет принята». А увидев, что Авраам плачет от жалости и любви к нему, Ицхак, сдерживая рыдания, сказал: «Отец, поспеши, выполни по отношению ко мне волю Б-га — сделай все, как Он тебе повелел» (Берешит 22:9; Пиркей де раби Элиэзер 31; Зоар 1, 164б)

И лишь когда Авраам коснулся острием ножа шеи сына, он услышал голос ангела, повелевающий: «Не протягивай своей руки к отроку…».

Авраам и желание Всевышнего [↑]

Авраам, охваченный желанием выполнить волю Б-га и довершить жертвоприношение, возразил ангелу: «Если так, то я напрасно пришел сюда! Дай я хотя бы сделаю надрез, чтобы вышло немного крови!» (Берешит раба 56:7; Раши, Берешит 22:12). На это Всевышний сказал: «Не делай ему ничего!»

И тогда Авраам выразил свое недоумение: «Я не в силах понять то, что произошло. Сначала Ты сказал мне, что мой род продолжится именно через Ицхака, затем Ты повелел мне принести его в жертву, а теперь говоришь: Не делай ему ничего!».

И Творец сказал: «Я не изменяю Своих речений — ведь Я не повелевал тебе зарезать Ицхака, но сказал: вознеси его во всесожжение. Ты выполнил Мою волю, а теперь сними его с жертвенника. Теперь Я знаю, что ты боишься Б-га и своего единственного сына не пощадил ради Меня».

«Но я не могу уйти отсюда, не принеся Тебе жертвы!» — настаивал Авраам. И тут он увидел невдалеке барана, запутавшегося рогами в кустарнике, и принес его в жертву всесожжения вместо своего сына.

Авраам обрызгал жертвенник кровью жертвенного животного и сказал: «Владыка Вселенной! Этого барана я приношу во всесожжение вместо моего сына, и пусть его кровь будет воспринята как кровь моего сына. И да будет мне засчитано, будто я принес Тебе в жертву своего сына Ицхака».

И хотя принесение Ицхака в жертву не было доведено до конца, оно было засчитано Всевышним как совершённое (Берешит раба 55:5)

«Акедат Ицхак» для Ицхака [↑]

В тот момент, когда острие ножа коснулось горла Ицхака, душа покинула его тело — он видел над жертвенником Шхину (Б-жественное Присутствие) и высших ангелов, скрытых от глаз Авраама.

И лишь когда один из ангелов передал Аврааму повеление Всевышнего: «Не протягивай своей руки к отроку…» (Берешит 22:12), душа Ицхака вновь возвратилась в тело, и он пережил воскресение из мертвых.

После того как Авраам развязал веревки, Ицхак вновь поднялся на ноги и произнес благословение: «Благословен Ты, Б-г, воскрешающий мертвых» (Пиркей де раби Элиэзер 31; Берешит раба 65:10).

В кабалистической книге Зоар указано, что душа вернулась к нему в измененном и исправленном виде: «вместо души этого мира в него вселилась душа Грядущего мира» (Зоар 1, 60а).

В час вознесения на жертвенник Ицхак достиг духовного уровня Адама в день его сотворения. Он сумел постичь, что в мире не существует иной реальности, кроме абсолютного единства Творца, и в сопоставлении с этой единственной подлинной реальностью индивидуальная жизнь человека является относительной и иллюзорной (Михтав меЭлияу; Мимаамаким, Берешит с. 144).

Последнее испытание Авраама [↑]

Это вознесение сына на жертвенник стало последним из десяти испытаний праотца Авраама.

Комментаторы отмечают, что в большинстве случаев испытанию подвергалось основное качестве Авраама — абсолютное милосердие (хесед).

Так, следуя повелению Всевышнего, он должен был оставить в Харане престарелого отца, чтобы навсегда переселиться в землю Кнаан. В войне против четырех царей он вынужден был убить множество людей. Позднее он изгоняет из дома сына Ишмаэля и его мать Агарь, и, наконец, возносит на жертвенник своего любимого сына — Ицхака.

Выполняя волю Всевышнего, он готов пожертвовать всеми своими духовными достижениями: ведь обрезание, выполненное им в возрасте 99 лет, могло оттолкнуть большинство учеников, которых он приближал к Б-гу, так как в глазах окружающих эта заповедь выглядела просто членовредительством. И уж тем более, могло оттолкнуть учеников изгнание Ишмаэля и принесение младшего сына Ицхака в жертву!

Однако Авраам достиг высочайшего уровня смирения перед Всевышним (итбатлут) и, не вдаваясь в расчеты, выполнял Его заповеди — с верой, что в дальнейшем все кажущиеся противоречия разъяснятся.

Выстояв во всех десяти испытаниях, Авраам достиг такой внутренней гармонии и совершенства, что и свое дурное влечение (йецер ара) — например, жесткость и даже жестокость, доходящую до готовности принести в жертву сына, — обратил на службу Творцу.

После того как Авраам проявил абсолютное подчинение воле Всевышнего, Творец открыл ему, что дал это испытание лишь из любви к нему, желая увеличить его заслуги, — чтобы он смог реализовать свои потенциальные возможности в реальном поступке и получить вознаграждение не только за добрые порывы сердца, но и за реальное действие.

И, тем не менее, завершив свою жертву всесожжения, Авраам потребовал от Всевышнего: «Я не сдвинусь с этого места, пока Ты мне не поклянешься, что больше никогда не будешь испытывать ни меня, ни моего сына Ицхака», — и Всевышний поклялся в этом. «Ты можешь идти и в радости есть свой хлеб, — повелел Он, — ибо твои поступки угодны Б-гу».

Выводить материалы