Темы: Смысл жизни, Тора и бизнес, Изучение Торы, Работа, Рав Мендель Агранович
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЯ хочу сделать гиюр и задумался о выборе карьеры. Кем, в основном, работают религиозные евреи? Какую профессию можно выбрать? Извиняюсь за довольно глуповатый вопрос, но для меня это очень важно. Заранее благодарю за ответ. N.
Уважаемый N.!
Конечно, Ваш вопрос ни в коем случае не «глуповатый». Можно ответить на него по-разному. Я отвечу так, как учили меня мои учителя.
Еврей должен считать своей главной «работой» — служение Всевышнему. Соответственно, как он будет зарабатывать на жизнь — это уже детали, то есть он может заниматься чем угодно, главное, чтобы он нашел, как хранить и соблюдать заповеди и расти в том, что составляет смысл жизни, а работа — средство для поддержания жизни. Это принципиально отличается от общепринятого сегодня подхода, где работа — дело жизни, а карьера, карьерный рост, накопление материальных благ — смысл её. Поэтому еврейский идеал — служить Б-гу, изучать Тору, по возможности минимально отвлекаясь на другое. Но это лишь идеал, в реальности далеко не у всех это получается, не всем это интересно, не у всех есть соответствующие способности. Поэтому варианты очень разнообразны. Все работы хороши, выбирай на вкус.
Но и работа тоже может быть служением. Например, если Вы станете врачом, учителем, Ваша работа будет — спасать, лечить, помогать, просвещать, то есть делать добро другим людям, а это заповедь Торы. ГЛАВНОЕ: не забывать о том, что Вы делаете добро, а деньги — лишь средство к существованию. Они нужны Вам, но Вы трудитесь не из-за них, а ради добра, ради исполнения заповеди. Как проявляется это различие на практике? В мелочах…
Врач, который не получает деньги за этот прием, но все равно лечит или дает совет, назначение. Медсестра или санитарка, которая кормит больного заботливо и внимательно, хотя ей за это не доплачивают. И т.д., и т.п.
Но, даже если Вы программист или бизнесмен, если Ваша деятельность помогает развитию человеческого общества — это похвально, иудаизм приветствует это.
Поняли общий принцип? Тогда подытожу — предпочтительные виды деятельности (в убывающем порядке):
1. Изучать Тору, посветить этому себя полностью.
2. Изучать и преподавать Тору на высоком уровне.
3. Изучать и преподавать Тору для начинающих.
4. Работать врачом, медсестрой, учителем.
5. Работать программистом или заниматься бизнесом, а также — заниматься любым другим полезным людям делом.
Но нужно заметить: так как Всевышний заинтересован в том, чтобы о Нем узнали все, соблюдающие евреи занимаются самыми разными видами деятельности, дабы донести слово о Б-ге всем слоям населения Земли… Поэтому, что бы Вы ни выбрали, главное — не нарушать при этом законы Торы. Вести честный бизнес, не торговать тем, что приносит вред, приносить пользу людям.
Это общие критерии, в детали можно вдаваться по необходимости.
С уважением, Мендель Агранович
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.
Рав Мендель Агранович
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Яков Шуб
Настоять на отпуске?
Рав Арье Кармель
...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.
Рав Моше Сытин
Когда начинается утро в Берлине?
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.
Рав Мендель Агранович
Рав Овадья Климовский
Армия и ешиботники
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его