Темы: Суббота, Яков Шуб, Путешествия, Электроприборы
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныМногоуважаемому раву благословения и доброй ночи! В номере в отеле в шаббат. Когда не находятся в номере, то после некоторого времени отключается свет и кондиционер. Когда открываешь дверь и заходишь, всё включается. Вопрос: Как поступать в Шаббат? Это «грАма»? Можно в таком отеле находиться? Нельзя? Заранее? Постфактум? На каком основании? С уважением, А. Яаков.
Уважаемый А. Яаков,
Большое спасибо за Ваш вопрос. Изначально не следует находиться в такой гостинице в субботу. Если Вы попали туда до субботы, необходимо заранее позаботиться о том, чтобы перевести систему освещения в обычный режим. Если не удалось перевести систему освещения в обычный режим и у Вас нет другого места, где можно было бы остановиться в субботу, то необходимо руководствоваться инструкциями, приведенными ниже.
Рассмотрим сначала, как еврейский закон расценивает открывание двери, которое приводит к зажиганию света. Само по себе открывание двери, безусловно, является действием, разрешенным в субботу. Однако если это действие неизбежно приводит к совершению другого действия, запрещенного в субботу, в нашем случае — зажиганию света, то в субботу оно также будет запрещено. Такая ситуация на языке Галахи называется псик рэйша — действие, которое неизбежно приводит к определённому результату (Гмара Шабат 133а). Кроме того, то, что человек заинтересован в результате запрещенного действия, т.е. хочет, чтобы в комнате зажёгся свет, также осложняет ситуацию. Такая ситуация будет называться псик рэйша дэ-ниха леи — действие, неизбежно приводящее к определённому результату, желательному для этого человека.
Так как же быть с открыванием двери? Существует мнение, что разрешено напрямую попросить нееврея совершить псик рэйша, поскольку в данном случае мы рассматриваем нееврея как посланника, совершающего разрешенное действие (открывание двери), а то, что при этом совершается и запрещенное действие (включение света), к еврею не имеет никакого отношения. Мишна Брура приходит к заключению, что в случае необходимости можно полагаться на данное мнение (Мишна Брура 253:99, 253:51, Игрот Моше, Орах Хаим 2:68).
Однако не все согласны с тем, что открывание двери, вследствие которого зажигается свет, является псик рэйша. Рав Шломо Залман Ойербах рассматривал похожую ситуацию, а именно открывание двери холодильника, которое также приводит к зажиганию света. Он пришел к заключению, что поскольку система освещения в холодильнике изначально устроена таким образом, что включение и выключение света постоянно происходит только в результате открывания и закрывания двери, то мы рассматриваем это так, как будто бы человек включил свет руками (Шмират Шабат кэ-Илхата 3:31,3). Соответственно, нельзя будет попросить нееврея совершить такое действие.
В этом случае необходимо будет оставить включенной настольную лампу или ночной светильник для того, чтобы даже если включится центральное освещение, оно было бы лишь дополнением к уже существующему. И тогда можно намекнуть нееврею о том, чтобы он открыл дверь, так, чтобы нееврей сам понял, что Вам нужно открыть дверь (Мишна Брура 307:11), например, сказав: «Я не могу войти в комнату». Однако, как было сказано выше, изначально находиться в такой гостинице запрещено.
Теперь рассмотрим ситуацию с закрыванием двери. Если, как Вы утверждаете, свет после того, как закрыли дверь, гаснет не сразу, а через некоторое время, такое действие считается опосредованным и называется на языке галахи грама. Однако сама по себе грама в субботу ашкеназам запрещена, за исключением случаев, когда это связано с финансовыми потерями (Рамо 334:2).
Но в нашей ситуации существует ещё один облегчающий фактор: выключение света происходит посредством закрывания двери, действия, которое само по себе разрешено в субботу и которое, в свою очередь, приводит к тому, что через некоторое время происходит запрещенное действие — выключение света. Кроме того, человек не заинтересован в результате запрещенного действия, т.е. выключение света происходит из-за нужд гостиницы, а для самого человека оно не имеет никакого значения. На языке Галахи это называется псик рейша дэ-ло ниха леи бэгрома (действие, которое неизбежно, хотя и опосредованно, приведёт к определённому результату, в котором человек не заинтересован).
По-мнению Рава Шломо Залмана Ойербаха зацаль такое действие не запрещено, поскольку мы считаем, что опосредованное действие грама запрещено только в том случае, когда человек намеревается совершить таким образом запрещенное действие. Если же грама происходит в результате совершения какого-то другого, разрешенного действия, в нашем случае — в результате закрывания двери, то мы считаем, что совершить запрещённое действие не входило в намерения человека (Минхат Шломо 1:10(6), Шмират Шабат кэ-Илхата 12, прим. 51). Но поскольку не все галахические авторитеты придерживаются этого мнения, лучше попросить нееврея закрыть дверь.
С уважением, Яков Шуб
Читайте: Псик рэйша — «оторви голову»?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Бенцион Зильбер
Использование любой бритвы, кроме перечисленных, запрещено Торой?
Рав Бенцион Зильбер
Обязан ли я отдать свою порцию еврею, который заказал некашерное блюдо?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Бенцион Зильбер
Каково было бы мнение рава Мойше Файнштейна сегодня?
Рав Мендель Агранович
Рав Давид-Йеуда Вертлиб
Rabbi, ist das koscher?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Бенцион Зильбер
А если там есть гриль?