Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что послужило "соломинкой, сломавшей шею верблюду"?

Темы: Реформизм, Реувен Куклин, Ассимиляция, Катастрофа

Отложить Отложено

Катастрофа еврейского народа: что могло послужить \"соломинкой, сломавшей шею верблюду\"? И почему такая высокая цена была запрошена Творцом?

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый спрашивающий!

У пророка Йешаягу (55:9) сказано: "Ибо, (как) небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои – мыслей ваших". Нам невозможно понять все замыслы Б-га исчерпывающим образом.

Несмотря на то, что невозможно понять все замыслы Б-га, из всего происходящего мы обязаны сделать какие-то выводы и чему-то научиться. Как сказал царь Давид (Тэилим 119:99): "От всех учивших меня умудрялся я". Имеется в виду, что царь Давид делал выводы из всего, что происходило вокруг него.

Задумаемся над одним из аспектов катастрофы, может быть, тогда сможем найти частичный ответ на Ваш вопрос.

Пророк Йехезкель говорит от имени Б-га (20:32-33): "И задуманному вами – не бывать тому, сказанному вами: "Будем, как (другие) народы, как племена (других) стран…". Жив Я, – слово Г-спода Б-га! Рукою крепкой и мышцею простертой и яростью изливающейся воцарюсь над вами". Из этих слов мы учим, что, если евреи захотят забыть о своём еврействе, возжелают стать как все другие народы и слиться с ними, Б-г напомнит им об их еврействе с гневом. Говорит Тора (Дварим 28:49-50): "Поднимет Господь против тебя... народ дерзкий, который не почтит старика и младенца не пощадит".

Подавляющее большинство евреев, живших в Германии в те времена, захотели слиться с немецким народом. Они начали молиться на немецком вместо святого языка, перестали читать молитву о возвращении в Иерусалим, сказав: "Берлин – это наш Иерусалим". Не символично ли, что именно та нация, с которой евреи так хотели слиться, напомнила евреям столь страшным способом об их еврействе, истребляя всех, без малейшей жалости к старикам и младенцам.

В Пасхальной Агаде мы читаем, что Яаков спустился в Египет временно, не намереваясь остаться там навсегда. Объясняет Виленский Гаон: если бы это было не так, у евреев не было бы позже возможности выйти из Египта. "И стали (евреи) народом" – они были особенными, выделялись среди других народов, помнили о своём еврействе. Самое худшее – когда евреи забывают о своём еврействе, о своей особой миссии в этом мире.

До возникновения в Германии реформистского течения, провозгласившего: "Будь неевреем на улице", евреи, несмотря на все свои грехи, помнили о своём еврействе и гордились им. С возникновением движения Аскалы ("Просвещения") и реформистского иудаизма многие евреи стали стремиться забыть о своём еврействе, о своей традиции. Возможно, именно это явилось "соломинкой, сломавшей спину верблюду".

С уважением,
Реувен Куклин

Читайте:  

Духовный кризис перед Катастрофой

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его