Темы: Иудаизм и Христианство, Машиах, Антисемитизм, Пророки
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУ меня есть вопрос. Недавно я смотрел видео, где бывший еврей, принявший христианство, заявил, что евреи специально пропускают 53-ю главу Исайи, где говорится об Иисусе. А еще я слышал, что эту главу евреи вообще исключили из Писания. Это правда? Борис
Уважаемый Борис,
Большое спасибо, что обратились к нам.
Ваш вопрос основывается на двух предположениях: 1. 53-я глава пророка Йешаи говорит об основателе христианской религии. 2. Евреи как-то «скрывают» эту главу: либо пропускают, либо вообще исключают.
Давайте попробуем разобраться, насколько эти предположения верны.
О чем эта глава?
Согласно христианскому подходу, эта глава создает образ-идею «страдающего раба» и (якобы) предсказывает будущие страдания родоначальника христианства, которого его последователи считают «Мессией» (Машиахом).
Евреи, в соответствии со своей многовековой Традицией, не видят в этой главе мессианского пророчества. Речь в ней идёт о еврейском народе, который неоднократно упоминается в Писаниях как единое целое, один человек, поэтому и употребляется единственное число.
Это вполне очевидно, если не рассматривать главу отдельно, а увидеть ее в контексте предыдущих глав. Пророк говорит о страданиях беззащитного еврейского народа и презрении, которое выпадет на его долю. Тот, кто знаком с историей еврейского народа, ясно понимает содержание этой главы…
Более того, слово «раб» (стих 11), которое мы видим в этой главе, ни разу (!) не употребляется в Танахе для обозначения Машиаха. В то время как народ Израиля неоднократно называется у пророка Йешаи и у других пророков «рабом». Проверьте, например, следующие стихи в книге Йешаи: 41:8-9, 44:1-2, 45:4, 48:20, 49:3. Разумеется, и эта глава не исключение.
Давайте вспомним 4-ый стих этой главы, который часто используется христианами для обоснования их подхода.
«Но болезни наши переносил он, и боли наши терпел он, а мы считали, что он поражаем, побиваем Б-гом и истязаем».
И давайте сравним его с похожим стихом в книге пророка Ирмияу (30:17):
«А тебе дам Я исцеление, исцелю тебя от язв твоих, — сказал Господь, — ибо назвали тебя отверженным: “это Цийон, никто не печется о нем”».
По смыслу эти стихи очень похожи: речь идет о ком-то, кто поражен болезнями и страдает. Они похожи, поскольку говорят об одном и том же. Только у Ирмияу мы ясно видим, о чем речь. Давайте прочтем предыдущий стих в книге Ирмияу (30:10):
«И ты не бойся, раб Мой Яаков, — сказал Господь, — и не страшись, Исраэль, ибо вот, спасу Я тебя издалека и потомство твое — из страны пленения их; и возвратится Яаков, и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет страшить его».
Из этого стиха ясно следует, что «раб», жертва, о которой речь пойдет ниже, — это не кто иной, как еврейский народ.
«Скрывают» ли евреи 53-ю главу пророка Йешаи?
Прежде всего поспешу Вас заверить, что абсолютно все еврейские издания книги пророка Йешаи содержат эту главу, ее никто не удалял, она находится на месте и доступна любому, в том числе и в библиотеке нашего сайта.
Предположение о том, что евреи «пропускают» эту главу также далеко от реальности.
Каждую субботу после завершения чтения Торы в синагогах читается отрывок из Пророков, который называют «афтара». Книги Пророков насчитывают около 380 глав. Из них в синагоге читается всего 75 глав. Говорит ли это о том, что мы «скрываем» более 300 глав Пророков? Конечно же, нет.
Отрывок, который выбран для чтения, обычно каким-то образом связан либо с недельной главой Торы, которую читают перед ним, либо с праздниками или другими значимыми датами, приходящимися на этот период. То, что какая-то глава не читается в синагоге публично, просто означает: либо она не подходит по теме, либо есть главы, где «тема этой недели» выражена более ярко.
Еще одно заблуждение гласит: то, что соседние главы из книги Йешаи, 52-ю и 54-ю, читают в синагогах, «показывает», что и 53-ю главу читали, просто ее «исключили», чтобы публично не читать «пророчество о христианском Мессии».
Чтобы развеять и это заблуждение, попробуем разобраться, когда же читаются соседние главы книги Йешаи. После трагического дня 9 Ава читают 7 специальных «афтарот» из пророка Йешаи, которые объединены общей темой «утешения», т.е. их цель — утешить еврейский народ после страшных событий 9 Ава и дать ему надежду.
Вот отрывки, которые читают:
1. Йешая 40:1-26,
2. Йешая 49:14-51:3,
3. Йешая 54:11-55:5,
4. Йешая 51:12-52:12,
5. Йешая 54:1-10,
6. Йешая 60:1-22,
7. Йешая 61:10-63:9.
Как мы видим, главы не читаются по порядку и кроме 53-ей пропущены также главы 42-48 и 55-59. Почему же они пропущены? Все очень просто: они не подходят по теме, в них либо нет темы утешения, либо она не так ярко выражена.
Более того, само предположение о том, что мы «скрываем» части Танаха, которые, по мнению христианских богословов, «говорят о христианском Мессии», неверно. Возьмем хотя бы стих 9:5 в книге пророка Йешаи, где сказано: «Ибо родился у нас мальчик, сын дан нам; власть на плечах его, и наречено ему имя Пэле-Йоэйц-Э-ль-Гибор-Авиад — сар-шалом».
Согласно еврейской Традиции, здесь говорится о рождении царя Хизкиягу. Христиане же утверждают, что речь идет об основоположнике их религии. Однако это не мешает евреям читать соответствующий отрывок в синагогах в качестве афтары к недельной главе Итро.
Так что нам «скрывать» нечего.
С уважением, Яков Шуб
Рав Арье Каплан,
из цикла «Еврейская Тора и христианские миссионеры»
Почти два тысячелетия христианские миссионеры убеждали евреев принять их веру, но всякий раз терпели неудачу. Что двигало нашими предками? Почему они оказались столь «неуступчивыми»?
Рав Эйтан Лембергский
То, что Вс-вышний наделяет людей даром пророчества — одна из основ веры, согласно классификации Рамбама. Эти «Тринадцать основ веры» в варианте Рамбама получили широкое признание и статус своеобразного «эталона» нашей традиции.
Рав Ашер Кушнир
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?
Рав Овадья Климовский
«Мессия» на Святом Языке звучит как машиах.
Рав Арье Каплан
Чем христианский Мессия похож и не похож на еврейского Машиаха?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
из книги «Дерех Ашем»
Журнал «Мир Торы»
Антисемитизм
Рав Ицхак Зильбер
Проблема антисемитизма, его происхождение, почему религиозных евреев так не любят?
Журнал «Мир Торы»
Удивительный парадокс: в устной Торе (Талмуде, Мидрашах) ведется подробное обсуждение вопроса веры в приход спасителя, именуемого Машиах, а в письменной Торе об этом нет ни одного упоминания!
Рав Арье Каплан,
из цикла «Еврейская Тора и христианские миссионеры»
Миссионеры утверждают, будто Иисус исполнил все важнейшие мессианские пророчества. На самом деле ни одно из них не осуществилось. Все, что он сделал, носило удивительно тривиальный характер
Рав Реувен Куклин
«Как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших…»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его