Темы: Воспитание детей, Время, Организация быта, Обычаи, Любовь к ближнему
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый рав! Допустим (простите такую форму вопроса, но для меня это важно), моя (не ультра-) религиозная семья с маленькими детьми живёт в светском квартале в квартире с садиком. Наши дети любят играть в садике, устраивают, в том числе, шумные игры. Естественно, игры сопровождаются криками, иногда мяч ударяется в общий с соседями забор.
И вот эти соседи (светские, хотя сукку ставили) страшно злятся, возмущаются, ругаются, требуют, чтобы мы шли на стадион или в парк, что дети им не дают отдыха, говорят что-то про принципы общежития и даже — что мы нарушаем Галаху (еврейский Закон).
Мой же аргумент, что мы у себя дома, а дети есть дети и шумные игры в самой их природе, вызывают полное непонимание. Пожалуйста, помогите мне разобраться в ситуации. Спасибо. Владимир
Уважаемый Владимир,
Большое спасибо, что обратились к нам.
Замечательно, что даже в повседневных вопросах взаимоотношений с соседями Вы стараетесь придерживаться еврейского Закона.
Общее правило следующее: человек имеет право использовать свое имущество в общепринятых рамках — при условии, что это не наносит ущерб собственности соседей.
Во времена Мишны, например, нормальным считалось использование собственности даже для заработка. Скажем, мишна в трактате Бава Батра (20 б) говорит: разрешено открывать дома пекарню (для выпечки, но не для продажи), даже если жар идет к соседям или им мешает дым. А вот если соседи используют свой дом для хранения зерна, которому тепло вредит, то пекарню открыть нельзя.
В то же время открывать магазин запрещалось, т.к. шум, который неизбежно создадут покупатели, будет мешать соседям. Хатам Софер[i] (Хошен Мишпат, респонс 92) добавляет: даже когда, предположим, неудобство (шум), связанное с магазином, меньше, чем неудобство, связанное с пекарней, открыть магазин будет нельзя. Поскольку обычно в городе существуют специальные места, отведенные под торговлю.
Нормальным использованием считается как такое, которое регламентируется законами государства, так и такое, которое принято между людьми. Добавим, что рамки нормального использования могут меняться в зависимости от времени и места.
Хотя, как было сказано выше, открывать дома магазин запрещено, в респонсе Хатам Софера читаем, что в 19-ом веке открытие бара в доме не противоречило принятым нормам.
Поэтому в такого рода вопросах необходимо понять: выходит ли поведение соседей за рамки приемлемого для данной местности и времени — или просто соседи более чувствительны и выдвигают завышенные требования.
Если поведение жильцов дома является приемлемым и нормальным, оно не запрещено, даже если доставляет определённые неудобства соседям (Хазон Иш[ii] к Бава Батра 20 б).
Известен такой случай. Одна семья взяла приемного ребенка на воспитание, и ребенок, не успевший еще привыкнуть к новой обстановке, постоянно кричал и плакал, а это мешало соседям, лишало их отдыха. Известный иерусалимский даян (судья раввинского суда) рав Цви Шпиц постановил: поскольку дети в доме — это нормально, соседи не могут предъявлять претензий, даже если крики и плач ребенка очень мешают им («Мишпат Цви» 1:10).
Тем не менее, очевидно, что некоторые действия остаются неприемлемыми, даже когда в доме есть дети. Так, например, играть в квартире в баскетбол или кататься на роликовых коньках — неприемлемое поведение.
Аналогией может служить ситуация с ремонтом. Делать в доме ремонт — нормально и приемлемо, даже если это мешает соседям. Понятно, что есть определенные часы, когда такие работы разрешены.
В свое время в Израиле был закон, который запрещал шуметь между 14.00 и 16.00, поскольку в это время люди отдыхали. Сегодня по закону запрещено шуметь только после 23.00.
В любом случае, даже когда определенное поведение разрешено, но оно мешает соседям, разумно попробовать достичь компромисса, который бы устраивал обе стороны. Например, договориться об определенных часах, когда шум мешает соседям меньше всего, чтобы в это время дети могли спокойно играть в саду.
Что касается непосредственно Вашего вопроса об игре в мяч (футбол и т.д.) во дворе, то обычно это считается приемлемым поведением, если не вредит имуществу соседей. Но отметим: если Вы поселились в районе, где мало детей и живут, в основном, пожилые люди, которые ищут спокойной размеренной жизни, следует учесть претензии соседей.
В любом случае, как было сказано выше, важно попробовать поговорить с соседями и достичь компромисса, приемлемого для обеих сторон.
С уважением, Яков Шуб
[i] Раби Моше бар-Шмуэль Софер (Хатам Софер; 5523-5600 /1762-1839) — главный раввин Пресбурга (Братиславы), один из духовных лидеров евреев Европы.
[ii] Раби Авраам-Йешая бар-Шмарьяу-Йосеф Карелиц (Хазон Иш, 5639-5714 /1879-1953; Белоруссия — Литва — Эрец-Исраэль — Израиль) — духовный лидер и ведущий законоучитель своего поколения.
Рав Хаим Фридляндер
Родители, выросшие в нерелигиозном окружении, найдут для себя полезной эту книгу. Мифы демократического образования.
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Моше Шапиро
Суть существования как длительности — находиться между началом и завершением или идти от начала к завершенности
Раби Йосеф Герц
Разъяснение заповеди о любви к ближнему: это определение относится и к тем, кто принял гиюр, присоединился к еврейскому народу, верит в единого Б-га и соблюдает законы Торы.
Рав Мордехай Кульвянский
Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Мира Вайсбин
Не чувствую в себе сил исправить чужие мозги
Рав Ашер Кушнир
Мирьям Климовская
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Основные принципы воспитания детей»
Рав Яков Шуб
Это что, еврейский тост?
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Солнце и Луна
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его