Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина

Раби Исраэль Липкин, 1810-1883. Знаменитый ученый, педагог,

основатель религиозно-этического движения Мусар, оказавшего большое влияние на мир ешив в Восточной Европе. Уже ребенком выделялся среди сверстников своими удивительными способностями и обширными познаниями в Торе и Талмуде. Учился в литовской ешиве города Салант, по которому получил свое имя — Салантер. Занимался под руководством раби Йосефа Зунделя, разрабатывавшего этические аспекты иудаизма и призывавшего своих учеников к самоусовершенствованию.

В 30-летнем возрасте, благодаря эрудиции и выдающимся личным качествам, раби Исраэль обладал таким авторитетом среди раввинов Вильны, что те предложили ему руководство одной из самых больших городских ешив. В результате интриг был вынужден в 1848 году переселиться в Ковно (Каунас), тогдашнюю литовскую столицу, где занялся распространением Мусара. Желая беспрепятственно развивать и пропагандировать свое этическое учение, долгие годы отказывался от поста главного равина города Ковно.

Начиная с 1857 года постоянно разъезжал по общинам Европы с чтением лекций на тему этики Торы, основывал группы последователей, а также посещал университеты и другие центры светской науки и культуры, притягивавшие к себе еврейскую молодежь. Часто наведывался в Берлин, центр тогдашнего еврейского «просвещения», где вел семинары, популярные даже в среде приверженцев светского знания.

Его учение было подхвачено многими учениками. По мнению рава Салантера, главным объектом внимания молодого еврея должны стать законы отношений между людьми. Призывам к исправлению он посвятил много статей, выступлений и лекций. Главные его сочинения: «Эц При» (как изучать Тору), «Ор Исраэль» и «Имре Бина» (статьи об этике).

Но еще больше книг вышло с рассказами о самом раве Салантере, ибо практически любое деяние его жизни может служить примером праведности по отношению к людям и самоотречения во имя Торы.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.