Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.

4. В Граре и Беэр-Шеве

Вскоре после уничтожения Сдома и других городов долины столетний Авраам покинул Хеврон, где прожил 25 лет, и разбил шатер на юге страны, у города Грара, столицы палестинского царя Авимелеха.[1] И подобно тому, как это произошло в Египте, Сару, которая и в девяносто лет оставалась красавицей, забрали в царский дворец. Но в тот же вечер Авимелех, задремавший на своем троне, увидел сон, в котором Творец под страхом смерти запретил ему приближаться к Саре и повелел возвратить ее мужу, — и наутро это повеление было исполнено (Берешит 20:1—14; Сефер аяшар).

Через четыре месяца после того, как Авраам и Сара поселились около Грара, в полдень 15 нисана 2048 года /1712 года до н.э./ у них родился сын, которому было дано имя Ицхак (см.). Лицо младенца было удивительно похоже на сияющее внутренним светом лицо Авраама (Берешит 21:2—3; Рош ашана 10б-11а; Сефер аяшар; Берешит раба 53:6; Седер олам зута 1:3).

В том, что столетний старик произвел потомство, не было ничего чудесного, так как «и в наших поколениях люди, сохранившие свежесть, производят детей в девяносто и в сто лет, и уж тем более в дни Авраама, — ведь он еще не миновал двух третей своей жизни, и еще через сорок лет после этого у него родились многочисленные дети от Ктуры». А чудо заключалось в том, что женщина, от которой у него не было детей даже в молодости, родила от него сейчас, когда ему было сто лет, а ей девяносто, и у нее на много лет прервался женский месячный цикл (Рамбан, Берешит 17:17). Но и это было скрытое чудо, поскольку и у женщин способность к деторождению иногда сохраняется даже в очень преклонном возрасте (Р. Бехайе, Берешит 17:1).

В 2050 году, в день, когда ребенок был отнят от груди, Авраам устроил большой пир, на который пригласил своих наставников Шема и Эвера, своего отца Тераха и брата Нахора, а также царя Авимелеха и его военачальника Пихоля. По окончании этого пира отец и брат остались у него в гостях на долгие дни (Берешит 21:8; Сефер аяшар; Седер адорот).

Вскоре после рождения Ицхака изменилось отношение Сары к Ишмаэлю, старшему сыну Авраама: с тех пор его перестали называть по имени, а только «сыном служанки» (Зоар 1, 118б). Когда все радовались рождению Ицхака, он говорил: «Я — первенец, и мне причитается двойная доля наследства» (Берешит раба 53:11). Через год после рождения Ицхака пятнадцатилетний Ишмаэль начал приносить в дом изображения идолов, — он забавлялся ими и служил им так, как видел на улице (Танхума, Шмот 1; Шмот раба 1:1). А вскоре после пира по случаю отнятия Ицхака от груди Сара заметила, как Ишмаэль строит жертвенные возвышения, ловит саранчу и приносит ее в жертву идолам. А поскольку саранчу вообще не принято приносить в жертву, Ишмаэль делал вид, что просто забавляется, — ведь он боялся отца. И еще Сара видела, как Ишмаэль берет лук и запускает стрелы в сторону Ицхака, пытаясь хитростью, как бы во время игры, убить его (Тосефта, Сота 5:7, 6:3; Берешит раба 53:11, Радаль и Эц Йосеф; Пиркей дераби Элиэзер 30; Рамбан, Берешит 21:9). И тогда Сара потребовала, чтобы Авраам изгнал из дома Ишмаэля и его мать, а Всевышний в пророческом откровении повелел ему, чтобы он последовал словам Сары (Берешит 21:10-12).

В 2051 году /1709 г. до н.э./ Авраам выслал из дома Ишмаэля и Агарь, снабдив их мехом воды и хлебом (Берешит 21:14; Ягель либейну). Изгнание Ишмаэля стало девятым жизненным испытанием, которое прошел Авраам, и из пережитых им бед, эта была тяжелее всех (Пиркей дераби Элиэзер 30; Раши, Авот 5:3).

Авраам возненавидел Ишмаэля за то, что тот вступил на путь зла, и, изгоняя, даже не снабдил его запасом одежды и провианта (Танхума, Шмот 1; Шмот раба 1:1). Возможно, Авраам увидел в пророческом откровении, как в будущем потомки Ишмаэля возненавидят потомков Ицхака, и не будет в мире народа, который бы ненавидел Израиль, как сыны Ишмаэля, — и поэтому Авраам повел себя с ним как с врагом и дал ему только хлеба и воды, подобно написанному (Мишлей 25:21): «Если голоден твой враг, то накорми его хлебом, а если он жаждет — напои водой» (Р. Бехайе, Берешит 21:14).

Несколько лет спустя Авраам все же навестил Ишмаэля, который поселился в пустыне Паран и женился на девушке из Египта по имени Мерива (Берешит 21:20-21; Сефер аяшар). В день, когда Авраам разыскал шатер Ишмаэля, тот был на охоте в пустыне. Не слезая с верблюда, Авраам попросил у Меривы немного воды и хлеба, но она, лживо скосив глаза, отвечала, что ни хлеба, ни воды в доме нет. Тогда Авраам попросил передать Ишмаэлю, что приезжал старик из земли палестинцев и посоветовал ему сменить опорный колышек, на котором держится его шатер. Ишмаэль понял намек отца: он отослал Мериву в Египет и взял себе другую жену по имени Петума, происходящую из семьи Авраама. Через три года Авраам вновь навестил шатер сына. Ишмаэль снова был далеко в пустыне, но его новая жена сразу же, даже не дожидаясь просьбы, напоила Авраама и уговорила его, чтобы он поел и отдохнул с дороги. Прощаясь, Авраам попросил передать ее мужу, что старик, приезжавший из страны палестинцев, сказал: «Опорный колышек, на котором держится твой шатер, очень хорош — не меняй его». Возвратившись, Ишмаэль очень обрадовался словам отца и понял, что Авраам все еще его любит. Взяв жену и детей, Ишмаэль сразу же отправился с ними в землю палестинцев и, раскаявшись во всех своих прошлых прегрешениях, поселился рядом с шатром отца (Пиркей дераби Элиэзер 30; Бава батра 16б; Сефер аяшар; Седер адорот).

В 2074 году /1686 г. до н.э./ Авраам и его семья покинули землю палестинцев, где прожили 26 лет, и вновь отправились в сторону Хеврона. По пути, возле одного из колодцев, вырытых Авраамом, их догнали палестинский царь Авимелех и его военачальник Пихоль, которые приехали к Аврааму, чтобы заключить с ним союз на вечные времена. Стоянка, на который обе стороны поклялись друг другу в верности, была названа Беэр-Шева (Колодец Клятвы). Авраам остался в этом месте на долгий срок (Берешит 21:22—34; Берешит раба 54:6; Сефер аяшар; Седер адорот).

Около колодца Авраам разбил обширный сад и насадил виноградник. У перекрестка дорог он построил большой постоялый двор с четырьмя воротами — с каждой из сторон света. Постоялый двор Авраама всегда был открыт для любого путника, который мог там омыться, утолить голод и жажду, переночевать, а затем продолжить свой путь. И если у странника истрепалась одежда, ему дарили новую, а нуждающихся снабжали деньгами (Сефер аяшар, Ваера; Берешит раба 54:6; Шохер тов 110; Зоар 1, 102б). Когда же гости прощались и благодарили Авраама, он говорил: «Разве вы моё ели? Вы ели то, что принадлежит Владыке мира. Так благодарите и прославляйте Творца Вселенной!» (Сота 10аб). И он обращался к сердцу каждого человека — даже люди, отягощенные многими прегрешениями, очищались и раскаивались рядом с ним (Оцар ишей аТанах, Авраам). Помимо случайных путников и странствующих торговцев, к Аврааму приходили за советом правители и знатные люди из многих стран — они почитали его величайшим астрологом своего времени и искали его совета (Бава батра 16б).

Каждое утро Авраам начинал с молитвы, обращенной к Творцу, — и этот его обычай был впоследствии воспринят всем народом Израиля (Брахот 26б). Его молитва имела определяющее воздействие на мир: больные, об исцелении которых он просил, исцелялись, бесплодные женщины получали возможность рожать — и даже корабли в далеких морях спасались от бури в его заслугу (Берешит раба 39:11; Ялкут Шимони, Лех 64).

В 2083 году (1677 г. до н.э.) умер отец Авраама Терах, которому исполнилось уже двести пять лет, и Авраам посетил землю Харан, чтобы принять участие в погребении (Берешит 11:32; Седер олам раба; Берешит раба 58:5, Эц Йосеф и Анаф Йосеф; Седер олам зута 3:9).


[1] Собирательным именем פְּלִשְׁתִּים (палестинцы, устаревшая форма: филистимляне) называются в Торе «народы моря», населявшие побережье Греции, Малой Азии и восточного Средиземноморья. В ту эпоху Средиземное море так и называли по их имени «Палестинским» (см. Шмот 23:31). Первая волна «народов моря» заселила западный Негев — «землю Грар», где жили праотцы Авраам и Ицхак. А незадолго до исхода сынов Израиля из Египта на побережье Кнаана появилась новая волна «палестинцев», переселенцев с о. Крита, которые поселились к югу от г. Газы (Атлас Даат Микра, стр. 76).

с разрешения издательства Швут Ами