Вскоре после уничтожения Сдома и других городов долины столетний Авраам покинул Хеврон, где прожил 25 лет, и разбил шатер на юге страны, у города Грара, столицы палестинского царя Авимелеха.[1] И подобно тому, как это произошло в Египте, Сару, которая и в девяносто лет оставалась красавицей, забрали в царский дворец. Но в тот же вечер Авимелех, задремавший на своем троне, увидел сон, в котором Творец под страхом смерти запретил ему приближаться к Саре и повелел возвратить ее мужу, — и наутро это повеление было исполнено (Берешит 20:1—14; Сефер аяшар).
Через четыре месяца после того, как Авраам и Сара поселились около Грара, в полдень 15 нисана 2048 года /1712 года до н.э./ у них родился сын, которому было дано имя Ицхак (см.). Лицо младенца было удивительно похоже на сияющее внутренним светом лицо Авраама (Берешит 21:2—3; Рош ашана 10б-11а; Сефер аяшар; Берешит раба 53:6; Седер олам зута 1:3).
В том, что столетний старик произвел потомство, не было ничего чудесного, так как «и в наших поколениях люди, сохранившие свежесть, производят детей в девяносто и в сто лет, и уж тем более в дни Авраама, — ведь он еще не миновал двух третей своей жизни, и еще через сорок лет после этого у него родились многочисленные дети от Ктуры». А чудо заключалось в том, что женщина, от которой у него не было детей даже в молодости, родила от него сейчас, когда ему было сто лет, а ей девяносто, и у нее на много лет прервался женский месячный цикл (Рамбан, Берешит 17:17). Но и это было скрытое чудо, поскольку и у женщин способность к деторождению иногда сохраняется даже в очень преклонном возрасте (Р. Бехайе, Берешит 17:1).
В 2050 году, в день, когда ребенок был отнят от груди, Авраам устроил большой пир, на который пригласил своих наставников Шема и Эвера, своего отца Тераха и брата Нахора, а также царя Авимелеха и его военачальника Пихоля. По окончании этого пира отец и брат остались у него в гостях на долгие дни (Берешит 21:8; Сефер аяшар; Седер адорот).
Вскоре после рождения Ицхака изменилось отношение Сары к Ишмаэлю, старшему сыну Авраама: с тех пор его перестали называть по имени, а только «сыном служанки» (Зоар 1, 118б). Когда все радовались рождению Ицхака, он говорил: «Я — первенец, и мне причитается двойная доля наследства» (Берешит раба 53:11). Через год после рождения Ицхака пятнадцатилетний Ишмаэль начал приносить в дом изображения идолов, — он забавлялся ими и служил им так, как видел на улице (Танхума, Шмот 1; Шмот раба 1:1). А вскоре после пира по случаю отнятия Ицхака от груди Сара заметила, как Ишмаэль строит жертвенные возвышения, ловит саранчу и приносит ее в жертву идолам. А поскольку саранчу вообще не принято приносить в жертву, Ишмаэль делал вид, что просто забавляется, — ведь он боялся отца. И еще Сара видела, как Ишмаэль берет лук и запускает стрелы в сторону Ицхака, пытаясь хитростью, как бы во время игры, убить его (Тосефта, Сота 5:7, 6:3; Берешит раба 53:11, Радаль и Эц Йосеф; Пиркей дераби Элиэзер 30; Рамбан, Берешит 21:9). И тогда Сара потребовала, чтобы Авраам изгнал из дома Ишмаэля и его мать, а Всевышний в пророческом откровении повелел ему, чтобы он последовал словам Сары (Берешит 21:10-12).
В 2051 году /1709 г. до н.э./ Авраам выслал из дома Ишмаэля и Агарь, снабдив их мехом воды и хлебом (Берешит 21:14; Ягель либейну). Изгнание Ишмаэля стало девятым жизненным испытанием, которое прошел Авраам, и из пережитых им бед, эта была тяжелее всех (Пиркей дераби Элиэзер 30; Раши, Авот 5:3).
Авраам возненавидел Ишмаэля за то, что тот вступил на путь зла, и, изгоняя, даже не снабдил его запасом одежды и провианта (Танхума, Шмот 1; Шмот раба 1:1). Возможно, Авраам увидел в пророческом откровении, как в будущем потомки Ишмаэля возненавидят потомков Ицхака, и не будет в мире народа, который бы ненавидел Израиль, как сыны Ишмаэля, — и поэтому Авраам повел себя с ним как с врагом и дал ему только хлеба и воды, подобно написанному (Мишлей 25:21): «Если голоден твой враг, то накорми его хлебом, а если он жаждет — напои водой» (Р. Бехайе, Берешит 21:14).
Несколько лет спустя Авраам все же навестил Ишмаэля, который поселился в пустыне Паран и женился на девушке из Египта по имени Мерива (Берешит 21:20-21; Сефер аяшар). В день, когда Авраам разыскал шатер Ишмаэля, тот был на охоте в пустыне. Не слезая с верблюда, Авраам попросил у Меривы немного воды и хлеба, но она, лживо скосив глаза, отвечала, что ни хлеба, ни воды в доме нет. Тогда Авраам попросил передать Ишмаэлю, что приезжал старик из земли палестинцев и посоветовал ему сменить опорный колышек, на котором держится его шатер. Ишмаэль понял намек отца: он отослал Мериву в Египет и взял себе другую жену по имени Петума, происходящую из семьи Авраама. Через три года Авраам вновь навестил шатер сына. Ишмаэль снова был далеко в пустыне, но его новая жена сразу же, даже не дожидаясь просьбы, напоила Авраама и уговорила его, чтобы он поел и отдохнул с дороги. Прощаясь, Авраам попросил передать ее мужу, что старик, приезжавший из страны палестинцев, сказал: «Опорный колышек, на котором держится твой шатер, очень хорош — не меняй его». Возвратившись, Ишмаэль очень обрадовался словам отца и понял, что Авраам все еще его любит. Взяв жену и детей, Ишмаэль сразу же отправился с ними в землю палестинцев и, раскаявшись во всех своих прошлых прегрешениях, поселился рядом с шатром отца (Пиркей дераби Элиэзер 30; Бава батра 16б; Сефер аяшар; Седер адорот).
В 2074 году /1686 г. до н.э./ Авраам и его семья покинули землю палестинцев, где прожили 26 лет, и вновь отправились в сторону Хеврона. По пути, возле одного из колодцев, вырытых Авраамом, их догнали палестинский царь Авимелех и его военачальник Пихоль, которые приехали к Аврааму, чтобы заключить с ним союз на вечные времена. Стоянка, на который обе стороны поклялись друг другу в верности, была названа Беэр-Шева (Колодец Клятвы). Авраам остался в этом месте на долгий срок (Берешит 21:22—34; Берешит раба 54:6; Сефер аяшар; Седер адорот).
Около колодца Авраам разбил обширный сад и насадил виноградник. У перекрестка дорог он построил большой постоялый двор с четырьмя воротами — с каждой из сторон света. Постоялый двор Авраама всегда был открыт для любого путника, который мог там омыться, утолить голод и жажду, переночевать, а затем продолжить свой путь. И если у странника истрепалась одежда, ему дарили новую, а нуждающихся снабжали деньгами (Сефер аяшар, Ваера; Берешит раба 54:6; Шохер тов 110; Зоар 1, 102б). Когда же гости прощались и благодарили Авраама, он говорил: «Разве вы моё ели? Вы ели то, что принадлежит Владыке мира. Так благодарите и прославляйте Творца Вселенной!» (Сота 10аб). И он обращался к сердцу каждого человека — даже люди, отягощенные многими прегрешениями, очищались и раскаивались рядом с ним (Оцар ишей аТанах, Авраам). Помимо случайных путников и странствующих торговцев, к Аврааму приходили за советом правители и знатные люди из многих стран — они почитали его величайшим астрологом своего времени и искали его совета (Бава батра 16б).
Каждое утро Авраам начинал с молитвы, обращенной к Творцу, — и этот его обычай был впоследствии воспринят всем народом Израиля (Брахот 26б). Его молитва имела определяющее воздействие на мир: больные, об исцелении которых он просил, исцелялись, бесплодные женщины получали возможность рожать — и даже корабли в далеких морях спасались от бури в его заслугу (Берешит раба 39:11; Ялкут Шимони, Лех 64).
В 2083 году (1677 г. до н.э.) умер отец Авраама Терах, которому исполнилось уже двести пять лет, и Авраам посетил землю Харан, чтобы принять участие в погребении (Берешит 11:32; Седер олам раба; Берешит раба 58:5, Эц Йосеф и Анаф Йосеф; Седер олам зута 3:9).
[1] Собирательным именем פְּלִשְׁתִּים (палестинцы, устаревшая форма: филистимляне) называются в Торе «народы моря», населявшие побережье Греции, Малой Азии и восточного Средиземноморья. В ту эпоху Средиземное море так и называли по их имени «Палестинским» (см. Шмот 23:31). Первая волна «народов моря» заселила западный Негев — «землю Грар», где жили праотцы Авраам и Ицхак. А незадолго до исхода сынов Израиля из Египта на побережье Кнаана появилась новая волна «палестинцев», переселенцев с о. Крита, которые поселились к югу от г. Газы (Атлас Даат Микра, стр. 76).
с разрешения издательства Швут Ами
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.