Роды, дающие начало новой жизни, не только дарят женщине счастье материнства, но и предоставляют ей возможность самореализации и духовного роста. «В печали рождать будешь детей» — написано в Торе. Есть способы, которое могут облегчить роды. Существуют благословения, которые родители произносят, впервые увидев своего новорожденного малыша.
Оглавление
Проклятие Хавы [↑]
Материнство, все его этапы — вынашивание, рождение, кормление и воспитание детей — это одно из главных предназначений женщины, дающее ей возможность самосовершенствования и духовного роста. Творец поселил нас в этом мире и дал нам повеление «плодитесь и размножайтесь».
Тем не менее, роды обычно связаны с болезненными ощущениями. «В печали рождать будешь детей», сказано в главе Берешит (Берешит, 3:16). В Торе используется слово эцев — «печаль», а не кеэв — «боль». Раши объясняет эти слова: «Это тяготы родов». Ни сама Тора, ни комментаторы не говорят именно и обязательно о физической боли (хотя она, конечно, может являться частью «тягот»).
Понять это можно так: такое бесконечно счастливое событие, как появление на свет нового человека, оказывается сопряжено с тяготами, мучениями, печалью. Действительно, даже в наше время, когда существуют всевозможные техники обезболивания, роды остаются совсем непростым процессом.
Обезболивание при родах — не такая уж безобидная вещь, и его последствия могут сказываться на состоянии матери и ребенка еще долгое время. И после родов еще нельзя сказать, что все позади, — жизнь матери и малыша еще может быть в опасности. Первые недели после родов для большинства родителей и детей совсем не безоблачны. И цаар гидуль баним («муки воспитания детей») на протяжении долгих лет — участь всех родителей, и матерей, и отцов. Всего этого можно было бы избежать, если бы первые люди не нарушили запрет Вс-вышнего…
Роды в современном мире [↑]
Самая известная древняя женская профессия — акушерка (Мирьям и Йохевед, Пуа и Шифра — см. кн. Шмот). Мужчины-врачи внедрились в профессию и изменили (с пользой для себя) сам процесс родовой деятельности и родов. Из женщины, сидящей на «родильном камне» (в форме подковы, полукруга), роженица превратилась в «лежащую», прикованную к постели, окружённую многочисленными приборами, пациентку, получающую лекарственные препараты.
«Натуральные», естественные роды превратились в «неестественный» процесс из-за контроля учреждений, защищающих права акушерок, рожениц, врачей и больниц и из-за страховых полисов. Врач сейчас отвечает за родовой процесс, он должен открыть и закрыть документацию, подписаться под каждым «движением» и изменением в записи монитора, под записью о приёме лекарств.
У рожениц, в свою очередь, тоже есть права — под свою ответственность отказаться от помощи врача, «внутренней проверки», «постельного режима» при условии обязательной десятиминутной проверки на мониторе, записывающей сердцебиение ребёнка каждый час. Если запись в порядке, акушерка может принимать роды без вмешательства врача.
Врач, акушерка и персонал обязаны попросить разрешения на любое «движение» в комнате, процедуру или проверку и объяснить их целесообразность. Право роженицы — взвесить, разрешить или отменить то, что ей не подходит. Но если родовой процесс затягивается или угрожает жизни ребёнка или матери (по показаниям ультразвуковой проверки, монитора, анализа крови), врач берёт ответственность на себя, требуя согласия на операцию или «вакуум».
Признаки начинающихся родов (настоящие, сильные родовые схватки, выход слизистой «пробки» с кровянистыми выделениями) делают женщину запрещенной для мужа. Если герметичность матки нарушена, но кровотечения нет (выход «пробки» за несколько недель до родов, подтекание околоплодной жидкости и т.п.), необходима консультация с врачом и с раввином.
Роды в субботу [↑]
Если роды начались в субботу или появилась опасность для плода, необходимо ехать в больницу даже в субботу и делать все необходимое для его спасения. Это ни в коем случае не считается нарушением субботы, а наоборот — выполнением заповеди спасения человеческой жизни.
Дело в том, что, во-первых, если, не дай Б-г, с плодом что-то случается, то в большинстве случаев это является угрозой для жизни матери (Рош, Йома 8:13). А, как известно, человеческая жизнь является высшей ценностью. Поэтому, когда ей угрожает опасность, разрешено нарушать субботу ради ее спасения.
Этот закон выводится из следующего стиха Торы (Ваикра 18:5): «Соблюдайте уставы Мои и законы Мои, исполняя которые человек будет жить ими». Талмуд (Йома 85 б) объясняет: «…жить ими, а не умирать из-за них», т.е. когда соблюдение заповедей может поставить под угрозу человеческую жизнь, даже самый строгий запрет Торы отменяется. Это относится не только к субботним запретам, но и ко всем остальным запретам за исключением идолопоклонства, прелюбодеяния и убийства.
Во-вторых, даже если теоретически жизни матери не угрожает опасность, все равно необходимо ехать в больницу, поскольку спасение жизни плода также является достаточным основанием для нарушения субботы (Бе-аг, автор Галахот Гдолот, приводит Торат а-Адам; Ритва, Нида 44 б; Беур Галаха 330).
Прежде чем паниковать по поводу отсутствия шевеления малыша, надо попробовать «разбудить» его, съев что-нибудь сладкое и полежав на боку: это зачастую приводит к возобновлению движений плода (Орхот Шабат 20, прим. 80), и необходимость ехать по этому поводу в больницу отпадет.
Роды — в радость? [↑]
Боли и мучений при родах избежать полностью практически невозможно. Но можно их уменьшить.
Бывает, что в больнице царит такая атмосфера, что женщина чувствует себя лишь бесправной пациенткой, следующей указаниям персонала. Если найти дулу (специалиста по сопровождению родов), частную акушерку, знакомого врача — они и окажут помощь, и дадут ощущение контроля над ситуацией.
Для облегчения и снятия болевых ощущений существуют такие средства, как эпидураль, демерол (болеутоляющий укол или маска с закисью азота), каждое из которых имеет побочные эффекты. Есть средства и без побочных эффектов: массаж, релаксация, ароматические масла, ритмичное глубокое дыхание.
Во время родов главное — не впадать в панику. Наши мудрецы говорят, что «ключи» от рождения ребёнка — в руках Вс-вышнего. Молитвы женщины мобилизуют физические силы, и если отнестись к родам не как к мучениям и страданиям, а как к прикосновению к святости Творца, можно стать Его соратницей по обновлению мира!
Обретенные в молитве радость и счастье помогут женщине расслабиться, снять напряжение. Правильное дыхание, спокойная музыка, чтение Теилим, цдака (пожертвования) помогут избежать и страданий, и операции и почувствовать себя рядом с Б-гом, т.к. на иврите слова «лейда» (роды) и «лейада-Шем» (рядом с Б-гом) пишутся одними и теми же буквами.
Благословения на рождение детей [↑]
Существуют специальные благословения, которые следует произносить при рождении сына или дочери.
Благословение на рождение сына [↑]
Человек, которому сообщили, что у него родился сын, должен произнести благословение (Шулхан Арух, Орах Хаим 223:1). Так мы благодарим Вс-вышнего за доброе известие о рождении сына. ברוך אתה
ד' אלוקינו מלך העולם, הטוב והמטיב.
(Барух Ата а-Шем Элокейну Мелех а-олам, а-Тов вэ-а-Мейтив)
«Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, Который добр и творит добро».
Благословение следует произнести и матери, и отцу, получив известие о рождении сына (как первого, так и каждого последующего), даже если еще не видели его.
Если отец и мать находятся в одном помещении, отец может произнести благословение (имея в виду, что произносит его и за мать тоже), а мать — только выслушать и сказать «амен»; таким образом мать также выполняет заповедь. При этом следует обратить внимание, чтобы перед этим роженица омыла руки и прикрылась одеялом, чтобы не было видно оголенных частей тела.
Изначально благословение нужно произносить в тот же день, когда получают известие о рождении сына; если человек забыл сделать это вовремя, его можно произнести в течение первых трех дней после его рождения или в течение всего того времени, когда ощущается радость.
Лучше произносить это благословение стоя; роженица может сидеть или лежать, в зависимости от самочувствия.
Благословение на рождение дочери [↑]
Мудрецы не установили специального благословения при получении известия о рождении дочери, однако многие считают, что мать и отец должны произнести благословение, когда видят новорожденную дочь впервые. Это благословение ШеЭхияну (Мишна Брура 223:2):
ברוך אתה ד' אלוקינו מלך העולם, שהחינו וקימנו והגיענו לזמן הזה.
(Барух Ата а-Шем Элокейну Мелех а-олам, Ше-эхейану вэ-кийману ве-игиану ла-зман а-зэ)
«Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь Вселенной, Который даровал нам жизнь, и поддержал нас, и дал нам дожить до времени этого».
Если человек уже видел новорожденную дочь и не произнес благословение, не нужно произносить его, увидев дочь в следующий раз.
Благословение на рождение близнецов — мальчика и девочки [↑]
Если родились близнецы — мальчик и девочка — то произносят два благословения: А Тов вэ-а-Мейтив при получении известия о рождении мальчика и Ше-Эхияну, когда впервые видят девочку.