Темы: Недельная глава, Ки тиса
Недельная глава Ки Тиса начинается с повеления Ашема пересчитать сыновей Израиля. Но пересчитывать их поголовно нельзя, это может привести к эпидемии. Поэтому считать надо было особым образом: каждый еврей должен пожертвовать на Мишкан монету в половину серебряного шекеля. Потом монеты взвешивали — и таким образом узнавали количество евреев.
Наши Мудрецы, да будет благословенна их память, говорят: «На что это похоже? Как будто у царя в сокровищнице лежат великолепные драгоценности, которые очень дороги ему. Время от времени он их пересчитывает и проверяет, всё ли в порядке, все ли в сохранности…»
Потом Ашем велит Моше сделать из меди умывальник, в котором коэны будут омывать руки и ноги перед служением в Мишкане.
Далее Ашем учит Моше, как сделать масло для священного помазания: из чего оно должно быть приготовлено и как им пользоваться. Им нужно было помазать Мишкан, все находящиеся в нем священные предметы и самих служителей — Аарона и его сыновей.
Затем Ашем говорит, как готовить смесь для воскурения — она состояла из веществ, обладающих очень приятным запахом. Смесь для воскурения можно было делать только определенным способом, и никак иначе. Сделать такую же смесь просто так, чтобы пользоваться ею как духами, было строго запрещено!
А кто же будет в действительности изготовлять все священные предметы для Мишкана? Ведь ни у кого из людей прежде не было такого опыта? Ашем выбрал для этой роли двух людей — Бецалеля и Оголиава, и наделил их Духом Всевышнего, даром понимания, мудростью и талантом, чтобы смогли они изготовить именно то, что нужно.
После этого Ашем напоминает еще раз: храните Субботу, соблюдайте ее, не нарушайте, даже для изготовления Мишкана и его принадлежностей. Отсюда мы учим, какие именно работы запрещены в шабат — те, что выполнялись при его строительстве!
После разговора с Моше Ашем дал ему две скрижали, на которых были высечены Десять Речений.
А тем временем евреи, просчитавшись, сильно провинились перед Ашемом: сделали себе золотого тельца. Это было страшное преступление! Ведь поклоняться идолам запрещено! Ашем очень разгневался на сыновей Израиля и даже хотел их всех уничтожить, но Моше молился и просил пощадить их. И Ашем в конце концов простил евреев. Это произошло в день, который мы теперь называем Йом Кипур — самый священный из всех дней года, когда Ашем вновь и вновь дарит своё прощение детям Израиля.
Но грех золотого тельца не прошел евреям даром: их постигло все же наказание, хоть и не такое страшное. Сыновья колена Леви поразили мечом многих из народа, а потом началась эпидемия, во время которой очень многие умерли. И во всех поколениях Ашем добавляет немножко от наказания за этот грех к другим наказаниям, за другие провинности, чтобы постепенно евреи восполнили свой неоплаченный долг перед своим Отцом.
Скрижали, которые дал Моше Ашем, разбились. Моше уронил их, когда увидел, что евреи поклоняются идолу. Поэтому Ашем велел Моше изготовить новые скрижали, на которых снова написал Десять Речений.
Когда Моше вернулся снова, то передал евреям Тору, которую получил от Ашема, Его заповеди и повеления. С тех пор, как Моше спустился с горы Синай, где он видел славу и величие Ашема, лицо его стало излучать неземной свет. Люди даже стали бояться этого проявления святости, так что Моше стал прикрывать свое лицо, чтобы не вводить людей в смущение.
Сегодня, отвечает Рика Гдалевич
Вчера, отвечает Ципора Харитан
19 июля, отвечает Рика Гдалевич
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Рав Авраам Коэн
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Гади Поллак
Рав Авраам Коэн
Моавские горы - горы современного государства Иордания, расположенные на востоке от горы Иордан и Мертвого моря
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Рав Овадья Климовский
Почему отец и братья царя Давида не стали ему верными помощниками?