Темы: Недельная глава, Итро
В недельной главе «Итро» Тора рассказывает нам об очень интересных и важных вещах. Она начинается с момента, когда Итро, отец Ципоры (жены Моше), приходит издалека и присоединяется к еврейскому народу.
Весь мир знал о рассечении Тростникового моря и войне с Амалеком, но пришел только один — Итро, потому что он всю жизнь искал истину и, вот, наконец, понял, что нашел. Истина — это Тора.
Итро берет с собой Ципору и внуков, встречать их выходит весь народ во главе с Моше рабейну. Потом Моше рассказывает своему тестю о том, какие чудеса Ашем сделал для евреев, и Итро радуется — потому что слышит о том, как Ашем наказал египтян и их царя. Ведь Итро когда-то служил при дворе Паро и прекрасно знал, какие злодеяния замышляли против евреев египтяне. И когда услышал Итро, что Ашем потопил злодеев в море, то ясно увидел, что Он справедлив и всеведущ, и наказывает злодеев «мида ке-негед мида», точно тем же инструментом, каким они грешили.
На следующий день Моше рабейну как обычно принимается за свою работу — он судит народ, то есть разбирает всякие спорные дела, устанавливает алаху… а Итро видит, как много народу стоит в очереди к Моше, и дает зятю совет: назначить себе помощников. Избрать людей бескорыстных, надежных и состоятельных и поставить их ответственными над каждой тысячей, сотней, пятьюдесятью и десятком людей, чтобы дела попроще решали они сами, а дела посложнее передавали Моше.
Моше делает, как сказал Итро, а тот покидает стан Исраэля и возвращается в Мидьян, чтобы обратить в еврейство свою родню.
В третьем месяце после выхода из Египта дети Исраэля приходят в пустыню Синай и останавливаются возле горы.
Моше рабейну поднимается на гору, чтобы говорить с Ашемом. Ашем говорит ему, что даст евреям Тору на горе Синай, и нужно отделить гору от стана Исраэля. Никто не должен подниматься на гору, потому что Ашем спустится на нее. Ашем велит евреям три дня готовиться к получению Торы.
Утром на третий день над горой Синай творятся невероятные вещи: страшные молнии, гром, гора дымится и дрожит, над ней раздается мощный звук шофара. На гору спускается Шхина Ашема. Моше поднимается на вершину горы.
Ашем говорит Десять Речений: два первых евреи слышат прямо из Его уст. При каждом слове Творца души евреев вырываются из тел, и ангелы возвращают души обратно в тела. Это так страшно, что люди просят Моше быть посланником и передать им Речения Ашема. Восемь последующих речений Ашем передает через Моше.
Десять речений:
1. Я Ашем, Б-г твой, который вывел тебя из Египта.
2. Пусть не будет у тебя других богов кроме меня.
3. Не произноси Имя Ашема попусту.
4. Помни день субботний, чтобы освящать его.
5. Почитай своих отца и мать.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не лжесвидетельствуй.
10. Не желай чужого.
Напоследок Ашем еще раз предостерегает Моше о том, что запрещено делать алтари для идолов и приносить им жертвы. И говорит, какой жертвенник нужно сделать, чтобы приносить жертвы Всевышнему.
Рав Берл Набутовский
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот, фонограмма видеоуроков»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Овадья Климовский
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь