Темы: Толдот, Оцарот, Чтение для детей, Рассказы
«И молился Ицхак Господу о жене своей, потому что она была бездетна; и Господь выполнил просьбу его, и зачала Ривка, жена его» (Берешит 25:21).
Сказали наши мудрецы (Берешит Рабба[i] 63:5): «Слово “молился” (ויעתר)[ii] указывает на богатство, изобилие, поскольку молитвы его были многочисленны».
Молитва — это «пароль», переданный нам, чтобы открывать сокровищницы Небес и получать желаемое. Как же мы должны ценить это предоставленное нам право — и использовать его максимально!
Автор «Пней Менахем»[iii] рассказал, что однажды ему попалась книга, которую написал один нееврей, угодивший в тюрьму по удивительной причине: этот наглец пожелал запросто побеседовать с президентом США и предпринял соответствующие усилия.
Он преодолел несколько заграждений по пути в Белый дом, обошел препятствия и в результате оказался лицом к лицу с президентом…
Ему удалось даже перекинуться с тем несколькими фразами прежде, чем его задержала охрана, допустившая такой позорный промах: не остановить на дальних подступах подозрительного человека, рвущегося к главе государства!
Этого чудака отправили на полгода в тюрьму, где ему пришлось очень нелегко. Когда же его освободили, он заявил журналистам, толпившимся у входа:
— Пребывание в тюрьме было мучительным, невыносимым… Но оно того стоило: ведь я целую минуту говорил с самим президентом!
А мы удостаиваемся говорить три раза в день (если надо, можем и больше) с «Президентом» мира, Творцом Вселенной, Царем царей над царями, Святым, благословен Он! Есть ли большее счастье? Достаточно ли мы его ценим — или уже так привыкли к нему, что и не замечаем? (Ма Ахавти Торатха)
Гаон раби Ицхак-Тувья Вайс[iv], благословенна память о праведнике, рассказывал: он был ребенком, когда немцы заняли местечко, в котором жила его семья… Глава общины не знал, как теперь быть, поэтому отправил его в Пресбург (Братиславу), чтобы спросить руководителя тамошней общины, что можно сделать в их положении.
Глава общины Пресбурга сказал мальчику, что остается только молиться о великой милости Небес, потому что положение — хуже некуда… И, посмотрев на мальчика, добавил:
— Раз уж ты сюда добрался, держи билет на поезд. Король Англии прислал поезд, чтобы спасти еврейских детей[v]. Там тысяча мест. Я не могу решить, кому отдать билет… Так что бери билет, ноги в руки — и спасайся!
Ицхак-Тувья поспешил в свое местечко — передать главе общины ответ из Пресбурга, забежать домой, чтобы взять с собой предметы первой необходимости — и проститься с родителями с тяжелым сердцем…
Когда дети благополучно прибыли в Англию, король пожелал лично увидеть спасенных. Детей построили в две шеренги друг напротив друга, чтобы Георг VI мог проехать между ними в своей великолепной карете. Дети приветствовали его, размахивая флагами Соединенного Королевства. Было видно, что король очень растроган.
А рядом с Ицхаком-Тувьей стоял один мальчик — очень смелый и решительный, как вскоре выяснилось. Когда королевская карета проезжала мимо них, этот мальчик вдруг запрыгнул внутрь. Охранники хотела его выбросить вон, но король остановил их: он увидел, что ребенок хочет что-то сказать.
Сначала мальчик от всего сердца поблагодарил короля за великое и благословенное дело, которое тот совершил, — за спасение стольких детей, за свое спасение. И добавил: но ему больно, что милосердие короля не может стать совершенным: он, спасенный, день и ночь тревожится о судьбе своих родителей и братьев и сестер, оставшихся в Словакии…
Король спросил, где именно живет семья ребенка, и продолжил свой путь.
Через месяц после этого события семья мальчика была переправлена в Англию. Об их трогательной встрече сообщили все британские СМИ.
Рассказав об этом, рав Ицхак-Тувья Вайс добавил: этот мудрый мальчик использовал «час благоволения» короля — момент, когда тот был взволнован и тронут благодарностью спасенных детей. И в этот момент попросил о том, в чем нуждался больше всего. Он использовал возможность, которую остальные 999 детей упустили…
Сказано у царя Давида: «Я — Господь, Б-г твой, выведший тебя из земли египетской; широко раскрой рот свой, и Я наполню его» (Тэилим 81:11). Владыка мира говорит нам: просите, не бойтесь! Просите обо всём, что у вас на сердце, и Я исполню!
Так что будем молиться, чтобы все наши мечты стали реальностью — к добру! Ведь Святой, благословен Он, — всемогущ, и если наша вера в Него сильна и совершенна, Он пошлет нам то, что нам необходимо. Ведь нет дела, которое было бы трудным для Владыки мира! (Ма Ахавти Торатэха)
[i] Мидраш Рабба — сборник мидрашей на Пятикнижие и пять Свитков (Мегилот) — Рут, Коэлет, Шир а-Ширим, Эйха, Эстер. Составлен в Эрец-Исраэль, по одному мнению его составителем был раби Ошая Рабба (2 в. н.э.), по-другому — Рабба бар-Нахмани (3 в. н.э.).
[ii]עתיר — «богатый», «изобилующий (чем-либо)».
[iii] Раби Пинхас-Менахем бар-Авраам-Мордехай Алтер из Гуры (Пней Менахем; 5686-5756 / 1926-1996, Польша, Эрец-Исраэль — Израиль) — выдающийся хасидский наставник. Книга «Пней Менахем» — запись его бесед.
[iv] Раби Ицхак-Тувья Вайс (5686-5782 / 1926-2022; Чехословакия, Англия, Бельгия, Израиль) — глава раввинского суда «Эда Харедит» в Иерусалиме и глава ешивы «Хохмат Тора» в Модиин-Илит.
[v] Георг VI. Речь идет об операции «Киндертранспорт» (Kindertransport). Это была спасательная операция, продолжавшаяся с декабря 1938 до начала Второй мировой войны. Ее суть заключалась в вывозе из Германии и захваченных ею стран и размещении на территории Великобритании детей, признанных евреями согласно Нюрнбергским расовым законам. Решение о спасательной операции было принято британским правительством после событий Хрустальной ночи.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением
Рав Ефим Свирский
Рав Эльяким Залкинд
О чем плакал Йосеф?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваигаш
Рав Бенцион Зильбер
По требованию Йосефа братья приводят к нему Биньямина, который обвиняется в краже кубка. Йосеф хочет, чтобы Биньямин стал его рабом. Йегуда протестует и приводит странную, на первый взгляд, аргументацию.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.
Рав Реувен Куклин