Темы: Лех Леха, Авраам, Оцарот, Чтение для детей, Рассказы
[1] «И дам тебе и потомству твоему после тебя землю твоего пребывания, всю землю Кнаан, во владение вечное; и буду им Б-гом» (Берешит 17:8).
Раби Йеуда Калец[ii] пишет в своей книге «Месиах Илмим»:
Страна Израиля — это Святая Земля, «Земля, о которой Господь, Б-г твой, печется, — очи Господа, Б-га твоего, непрестанно над ней: от начала года и до конца года» (Дварим 11:12). Это страна, сам воздух которой делает нас мудрее, и изучение Торы в ней ни с чем не сравнится. Страна Израиля — как царский дворец, она помогает человеку стать богобоязненным и служить Творцу. «Всякий, кто живет в Земле Израиля, подобен тому, у кого есть Б-г» (Ктубот 110).
Об этом и сказано в нашем стихе: «И дам тебе и потомству твоему… всю землю Кнаан во владение вечное» — и благодаря этому «буду им Б-гом». Счастливы мы, что удостоились того, к чему стремились наши предки сотни лет. И как важно использовать духовные свойства этой земли, чтобы продвинуться в служении.
Рав Гоэль Элькариф[iii] рассказывает.
Подросток-хареди был во время Холокоста в одном из концлагерей. Однажды охранники отконвоировали его в душ, приказали раздеться и зайти в душевую кабину. А он увидел в стене небольшое отверстие — и решил рискнуть: попытаться сбежать, протиснувшись в эту дыру.
Из-за страшных условий лагерной жизни он выглядел как ходячий скелет, и в данной ситуации это как раз ему было на руку. Ему действительно удалось выбраться наружу. Так он чудесным образом сбежал из лагеря и оказался в лесу. Затем примкнул к партизанскому отряду и оставался там до конца войны.
Когда война закончилась, он отправился в Землю Израиля. Корабль, везший «нелегальных иммигрантов», зашел в Хайфский порт. Там новоприбывших встречали местные активисты, отвечавшие за их размещение. Они сказали, что скоро приедет автобус, чтобы забрать их в один из кибуцев «А-Шомер а-Цаир»[iv].
Наш парень никогда не слышал раньше это название и не имел представления о том, какая духовная опасность там его ожидает.
Он подумал: «Жаль терять время. Пока идет автобус, пойду в ближайшую синагогу, поучусь». Увидев, что он хочет пройтись, активисты предупредили: «Времени мало до автобуса. Если уйдешь, можешь пропустить его».
Но парень всё-таки пошел в синагогу. Он так долго не прикасался к Гмаре… Подошел к книжному шкафу, достал том и сразу же углубился в изучение одного из разделов. После стольких страшных лет он почувствовал, что вернулся к нормальной жизни, и просто не мог оторваться от учебы.
Изучив раздел, он пришел к месту сбора, но оказалось, что автобус уже ушел. Идти было некуда. Юноша вернулся в синагогу, встретил там еврея-хареди и рассказал ему, как опоздал на автобус в кибуц.
Тот, услышав название кибуца, воскликнул:
— Это с Небес спасли тебя! Если бы ты попал в этот кибуц, «А-Шомер а-Цаир», то быстро отошел бы от веры и заповедей!
И добавил:
— Пойдем со мной, а то тебе ведь остановиться негде.
Новый знакомый повез юношу в Иерусалим и записал в ешиву Хеврон. Так молодой беженец из Европы стал учащимся ешивы. Он продвигался в Торе и со временем стал членом раввинского суда.
А ведь от другого жизненного пути его отделяло очень немногое… Что же помогло ему стать судьей и знатоком Торы, а не «новым человеком» — кибуцником? Всего насколько минут учебы! Он не хотел терять время, пока едет автобус, а использовал эти минуты для Торы.
В ответ с Небес позаботились, чтобы эти минуты открыли ему дверь в мир Торы в Земле Израиля. Одни теряют свое будущее за час, другие находят его за то же время. (Меа у-Шнаим Сипурим)
[i] См. Авода Зара 10 б.
[ii] Раби Йеуда бен-Шломо Калец (род. в 5237 / 1476, Испания, Алжир) — глава ешив в Гранаде и в Алжире, автор книг, родоначальник семьи Калец. Его книга «Мэсиах Ильмим» — разъяснение классического комментария Раши к Торе.
[iii] Наш современник, известный даршан — лектор, приводящий поучительные толкования стихов Торы, «проповедник».
[iv] «А-Шомер а-Цаир» («Юный Страж») — молодежное сионистское левосоциалистическое поселенческое движение.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.