Темы: Оцарот, Еврейская молитва, Чтение для детей, Рассказы
«Вот слова, которые говорил Моше всему Исраэлю за Йардэном… в одиннадцати днях пути от Хорэва…» (Дварим 1:1, 2).
Рабейну Овадья Сфорно[i] объясняет:
Сорок лет сыны Израиля странствовали по пустыне из-за греха разведчиков. На каждой стоянке Моше Рабейну вновь напоминал им: «Когда вы были чистыми и праведными, вы преодолели путь в одиннадцать дней за три дня. А теперь из-за грехов вы сорок лет шествуете по пути, который можно пройти за несколько недель! Взгляните же и узрите, к чему приводит грех: праведникам посылается помощь Свыше и действия их получают благословение, а перед грешниками постоянно возникают препятствия и всё движется медленно…»
Расскажем историю — так, как слышали ее от одного из ее участников.
Еврей по имени Йосель Каан родился в Польше, в семье известного раввина, потомка раввинской династии. Он пережил ужасы Холокоста и сумел перебраться в Америку. Там он искал работу, но, как известно, в те дни в Америке человека, который отказывался работать в субботу, сразу увольняли. Так он переходил с одной работы на другую.
Когда начал работать в пекарне, хозяин объявил ему, что и здесь придется выходить в субботу. Йосель переживал тяжелейший внутренний конфликт: он ведь уже на стольких работах не смог удержаться… Этого последнего испытания ему не выдержать… В конце концов он сломался и сказал себе: «Это вопрос спасения жизни».
Сначала он собирался выполнять в субботу только легкие работы, ну, а потом опустился, стал выполнять и тяжелые. Затем подумал: «Я ведь и так уже нарушаю субботу, так зачем мне накладывать тфилин?» А перестав накладывать тфилин (филактерии), он не стал ходить и на молитвы.
Позже изменил свое имя на Джозеф и женился — правда, на еврейке.
Овладев секретами мастерства, он уволился и открыл собственную сеть пекарен. И в результате разбогател, словно Корах.
У него родился сын, которого назвали Роберт. Учился Роберт в еврейской школе, и там ему — в рамках программы — предложили слетать на экскурсию на Святую Землю, познакомиться с израильской жизнью.
Джозеф боялся этой поездки. Ведь он никогда не рассказывал сыну об иудаизме. Он сказал сыну, что лететь нет смысла, но тот очень хотел. Тогда отец произнес такое напутствие:
— Хорошо, лети в Страну Израиля. Нет проблем, если ты прогуляешься по Тель-Авиву и другим подобным местам. Но не ходи туда, где живут «нехорошие» евреи. Прошу, не ходи к Стене Плача.
Роберт послушался отца и к Стене Плача не пошел, но на гору Мирон всё же поехал. Это было как раз на Лаг ба-Омер. На него произвела огромное впечатление атмосфера радости и единства на торжестве Рашби — танцы детей, особенная музыка и песни.
Роберт вошел в пещеру и увидел молодого парня, который плакал, держа перед собой книгу. Как во время такой радости можно плакать? — спросил себя Роберт. Он стоял заинтригованный, а затем всё-таки не выдержал, подошел к тому юноше, поприветствовал его и спросил:
— Что это за книга? И почему ты плачешь?
Парень представился как Авраам Гросс и ответил:
— Эта книга называется Тэилим, а написал ее царь Давид, которому довелось пережить многие беды и страдания. Он сказал: просьбы человека, который молится по этой книге, будут услышаны. И кто хочет обратиться к Творцу, пусть делает это с помощью Тэилим.
Роберт восхитился и спросил:
— Сколько стоит такая книга?
— Я отдам тебе ее бесплатно, — ответил Авраам.
Роберт поблагодарил его, взял Тэилим, положил себе в рюкзак.
А через два дня вернулся в Америку.
И там забыл о книге, которую ему подарил Авраам Гросс.
Вскоре он поступил в университет. Однажды пришел домой взволнованный и сообщил отцу, что профессор-нееврей очень его ценит и сегодня намекнул, что хотел бы иметь такого зятя. У профессора дочь-невеста. Такой брак — залог большого успеха в жизни.
Джозеф содрогнулся:
— Я принадлежу к семье Каан, это известная раввинская династия! А мой сын хочет жениться на нееврейке? Это невозможно!
И попросил жену:
— Отговори сына жениться на ней!
Но та ответила со слезами:
— А что в нас еврейского? Ты ведь не соблюдаешь субботу!
— Я готов соблюдать субботу, лишь бы сын не женился на нееврейке, — сказал Джозеф.
Он всеми силами пытался убедить Роберта, но тот отказался слушать:
— Папа, хватит морочить голову!
Тогда отец решил: начну соблюдать субботу, буду закрывать на этот день все пекарни!
Но на Роберта это не произвело впечатления, он просто ушел из дома, чтобы к нему не приставали.
А через несколько часов неожиданно вернулся и сказал отцу:
— Знаешь, папа, я был в дороге и решил вас не слушать. Но вдруг у меня в голове зазвучала песня «Бар Йохай», которую я слышал на горе Мирон. Она напомнила мне об одной особой книге, но я не умею ее читать. Скажи, что это за книга?
Роберт достал Тэилим, а Джозеф с женой стали ее вместе читать. Слова Тэилим смягчили сердце Роберта и проникли в его душу… Родители увидели его волнение и вновь попросили:
— Пожалуйста, послушайся своего сердца, не женись на ней!
Сын ответил:
— Я готов оставить ее, но страшно даже подумать, как отнесется к этому профессор!
Родители сказали со всей решимостью:
— Тогда мы уедем отсюда. Сделаем что угодно ради этого!
Они действительно переехали в Бруклин и поселились среди евреев. Йосель начал снова соблюдать субботу, ходить в синагогу, и вся семья вернулась к еврейству.
Однажды Йосель заметил возле пекарни еврея, который выглядел очень удрученным. Он спросил его имя, и тот ответил, что его зовут Авраам Гросс.
— Что случилось, почему вы так огорчены? — спросил Йосель.
Тот ответил:
— Я профессиональный бухгалтер, но меня уволили, и сейчас я безработный.
— Мне как раз нужен бухгалтер, не хотите ли попробовать поработать у меня? — предложил Йосель молодому человеку, который выглядел очень серьезным и положительным.
Оказалось, что Авраам Гросс был тем парнем, что несколько лет назад молился на горе Мирон и дал Роберту книгу Тэилим. Благодаря этому Роберт остался евреем и вся семья вернулась к Б-гу. Так «сработало» Б-жественное Провидение. (Меа у-Шнаим Сипурим)
[i] Раби Овадья бар-Яаков Сапорно (Сфорно; ок. 5230-5310 / ок. 1470-1550 Италия) — знаменитый комментатор Писания.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его