Темы: Беаалотха, Оцарот, Чтение для детей, Рассказы
«Сброд же, который был в их среде, стал проявлять прихоти (ит-аву таава)… гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ мором весьма сильным. И нарекли имя тому месту Киврот а-Таава (Могилы прихотей), ибо там похоронили людей прихотливых» (Бемидбар 11:4, 33, 34).
Важно понять: из-за чего возгорелся этот гнев Всевышнего? Ведь у каждого бывают «прихоти», сильные желания. Один имеет определенные пищевые пристрастия, другой жаждет богатства, а третий — еще чего-то.
Однако Мера Суда обрушилась на них из-за того, что они «проявляли прихоти», буквально «вожделели вожделения», то есть жаждали всё больше новых наслаждений.
Это было не просто одно конкретное желание, а погоня за новыми желаниями. Они хотели желать, чтобы в этом найти для себя смысл жизни.
Почему? Потому что не чувствовали связи со святой Торой. Ведь она ослабляет наше дурное начало и стремление к наслаждениям этого мира. Кому ведом сладостный вкус Торы, тот знает истинную цену прочих удовольствий.
Но те люди в пустыне оставили «Источник живой воды» ради «водоемов пробитых»[i]. За это и возгорелся на них гнев Всевышнего.
В благословении после еды мы произносим стих из Тэилим (34:11): «Львы бедны и голодны, а ищущие Б-га не испытывают недостатка ни в каком благе».
Действительно ли у тех, кто трепещет перед Б-гом, есть всё, в чем они нуждаются? Мы ведь нередко видим праведных людей, живущих в нужде, или, как называют это экономисты, «за чертой бедности». О чем же говорит этот стих Тэилим?
Следующая история поможет нам понять его.
Один богач впервые пришел в гости к своему другу, живущему в нужде, и увидел, что у того нет в доме никаких предметов роскоши. Обстановка была бедной и очень простой, особенно — в сравнении с тем, к чему богач привык у себя дома. Гость был изумлен и спросил друга:
— У тебя что, даже серебряных подносов нет? Нет занавесей, картин, ковров, декоративных светильников? Так многого не хватает в твоем доме!
А хозяин дома объяснил ему свое положение с помощью притчи:
Однажды некий человек, как и ты, навестил своего друга. Разговор у них зашел о здоровье.
— Скажи, — спросил гость хозяина, — какие лекарства ты принимаешь? Можешь показать мне свою аптечку?
— Лекарства?! — удивился хозяин дома. — Да я никаких лекарств не принимаю!
— Как такое возможно? Это же вопрос жизни и смерти! Я принимаю такие-то препараты утром и в полдень, а перед едой и перед сном мне необходимы еще таблетки для разжижения крови.
— Ты болен, поэтому тебе нужны все эти средства. А я-то здоров, слава Б-гу, и без них.
Затем бедный друг спросил богатого:
— Тебе ясен смысл этой притчи? В этом отношении ты для меня, извини, подобен больному, так как нуждаешься во всей этой роскоши и произведениях искусства, чтобы хорошо себя чувствовать. А я не завишу от этих излишеств, мне и без них хорошо. Я счастлив тем, что у меня есть.
В этом и заключается смысл слов «ищущие Б-га не испытывают недостатка ни в каком благе».
Действительно, праведники не всегда живут в роскоши, иногда им даже необходимого не хватает, но из-за этого они не чувствуют себя несчастными. Они живут счастливо и без подобных удовольствий. Наши учителя так сказали об этом: «Кто богат? Тот, кто доволен своей участью» (Авот 4:1).
Гаон раби Азария Фиджо[ii] задал вопрос: на первый взгляд, то место (о котором говорит Тора) следовало назвать «Могилы проявлявших прихоти», а не «Могилы прихотей» (Киврот а-Таава). Почему же оно было названо «Могилы прихотей»?
Рав Фиджи так ответил на этот вопрос: когда сыны Израиля своими глазами увидели горький конец, постигший «людей прихотливых», все их прихоти быстро исчезли. Поэтому и названо то место «Могилы прихотей»: само вожделение похоронено там! («Бина ле-Итим»).
В удивительной книге «Оцротэйну»[iii] приводится особенная история на эту тему. Ее рассказывал раби Йосеф-Хаим[iv] («Бен-Йеояда», Шабат 31 б).
Царь отправил своего единственного сына, наследника престола, в дальнее путешествие. Он хотел, чтобы царевич изучил законы и добрые обычаи разных стран и применил их в своем царстве, когда унаследует престол.
Царевич посетил множество стран и узнал немало полезного. Но было событие, которое произвело на него особое впечатление.
В одной из африканских стран в его честь устроили большой пир — с поистине царским размахом. Но перед началом в пиршественный зал на носилках внесли… мертвеца. Его омыли, обрядили в саван и положили в гроб. Затем гроб вынесли, и лишь после этого заиграла музыка и началась трапеза.
Царевич был поражен, он никогда раньше не видел мертвецов и никак не мог понять, зачем нужно было совершать весь этот обряд перед пиром. Как люди могут радоваться после такого печального зрелища?
Он спросил присутствующих о смысле этого, и ему объяснили:
— Таков наш обычай. Когда нам хочется радоваться бесконечно и позабыть все тревоги, мы помещаем перед собой умершего. Когда видим: он лежит неподвижно, как камень, не может уже есть, пить, радоваться и танцевать, мы вспоминаем, что всё время, пока мы живы, следует использовать с толком — для удовольствий. Ведь кто знает, что принесет с собой завтрашний день…
Они буквально исполнили слова грешников, которые приводит пророк Йешаяу: «Есть (будем) и пить, ибо завтра умрем!» (Йешая 22:13).
В Гмаре толкуются стихи Тэилим 73:3, 4: «Ибо позавидовал я беспутным, увидев благоденствие нечестивых, Потому что нет им страданий при смерти и крепки силы их».
Вот это толкование: «Сказал Святой, благословен Он: мало грешникам того, что не страшатся они и не грустят из-за дня смерти своей, так еще и сердце у них здоровое, как сила их» (Шабат 31 б). Иными словами, они еще специально напоминают себе о дне смерти, чтобы усилить вожделение!
Наши мудрецы дали три совета, как победить злое начало (Брахот 5). Нужно изучать Тору, а если это не помогло, — читать Шма Исраэль. А если и это не подействовало, — вспомнить о дне смерти.
Но напоминание о смерти не поможет, если этому не предшествовало изучение Торы и принятие на себя бремени царства Небес (которое мы принимаем, читая молитву Шма Исраэль). Иначе мысль о смерти может привести к противоположным последствиям!
Вот почему мудрецы говорили, что сначала следует углубиться в изучение Торы, затем прочесть Шма — и лишь после этого напомнить себе о смерти. (Ма Ахавти Торатэха)
[i] Ирмияу 2:13: «Ибо два зла совершил народ Мой: Меня, источник живой воды, оставили они и высекли себе водоемы, водоемы пробитые, которые не держат воды».
[ii] Раби Азария Фиджо (5339-5407 / 1579-1647) — один из еврейских мудрецов Италии, законоучитель и даршан («лектор-проповедник»), автор книг «Гидулей Трума» и «Бина лэ-Итим».
[iii] Сборник хидушим (новых прочтений Торы) и поучительных историй от выдающихся сефардских раввинов. Составитель — рав Овадья Хэн.
[iv] Раби Йосеф-Хаим бар-Элияу из Вавилона (Бен Иш Хай; 5593-5669 / 1833-1909, Багдад) — выдающийся проповедник, законоучитель и каббалист, духовный лидер еврейских общин Востока.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его