Темы: Шавуот, Оцарот, Чтение для детей, Рассказы
Раби Шалом Швадрон[i] рассказал удивительную историю, которую слышал от одного еврея из Лондона.
Раби Шалом поехал туда собирать деньги на еврейское образование. Он встретил еврея, который вернулся к тшуве (к соблюдению Торы и заповедей), а до этого служил в военно-морских силах Великобритании. Во время службы был ранен, прошел реабилитацию и получал немалую военную пенсию по инвалидности.
Постепенно он продвинулся в вере и начал соблюдать Тору и заповеди. Стал ходить в колель[ii], учился там целый день. Благодаря пенсии ему не приходилось заботиться о пропитании, поэтому мог учиться спокойно.
Он был обязан каждые три года проходить медицинскую комиссию. Спустя три года, в течение которых он учился, этот еврей явился на комиссию, которая должна была вновь проверить состояние его здоровья. Вот что он рассказал.
Комиссия решила, что здоровье улучшилось и я снова могу работать. Это был шок, я дважды подавал апелляцию, но ее отклоняли. Комиссия постановила, что моя инвалидность осталась позади.
Оставалась еще одна возможность: обратиться в военный суд, где тоже можно обжаловать решение комиссии, но это уже была последняя лазейка. Каким бы ни было решение такого суда, оно будет окончательным.
Я обратился к своему раввину с вопросом: стоит ли пробовать обжаловать выводы комиссии в военном суде? Ведь трое его судей — неевреи, которые ничего не понимают в изучении Торы.
Рав ответил:
— Закрой глаза на суде и представь, что ты говоришь со Святым, благословен Он. Обращайся не к этим судьям, а к Творцу, ведь разговор с ними — это всего лишь необходимая мера усилий. Говори с Б-гом, и скажи Ему, что тебе больно, поскольку ты хочешь учиться.
Наступил день суда, я вошел в зал и встал перед судьями. Закрыл глаза и начал говорить. Судья сказал мне:
— Вы уже два раза подавали апелляцию, и ее отклонили. Чего вы хотите? Сидеть в синагоге и впустую тратить время? Чтобы весь британский народ кормил вас? Этого вы хотите?! Знаете, как мы называем тех, кто так поступает? Паразиты!
Я ответил:
— Я не паразит. Скажу Вам кое-что, Ваша честь, и это будет правдой. Мы — евреи, и у нас есть Отец на Небесах. А как еврей поддерживает связь с Отцом Небесным? Через лист Гмары! Да, через этот самый лист еврей и «подключается» к своему Отцу Небесному. «Ибо в этом жизнь наша и долголетие наше»[iii]. Изучение Торы дарует внутреннее счастье человеку, наполняет его удовлетворением и радостью. А вы отняли это у меня, забрали весь смысл жизни. Не можете вы этого понять, ведь вы не росли с этой верой. Не думаю, что так следует поступать с человеком, который три года служил в армии и был ранен. Я прошел тяжелую реабилитацию и не считаю, что так со мной следует поступать — отнимать у меня смысл жизни!
Судья снова обратился ко мне:
— Ну, будете сидеть в синагоге до ста двадцати лет и учиться? А что вы будете делать дальше с этим знанием? Станете профессором? Что делают с вашей Торой?
Я ответил:
— Нет, не буду я ни профессором, ни доктором. От этого не получают прибыль. Если буду учиться, стану знатоком Торы.
Судья уточнил:
— Вы уверены, что если будете учиться всю жизнь, станете знатоком Торы?
— С Б-жьей помощью, да, — ответил я.
— Ладно, суд удаляется на совещание, — закончил разговор судья.
Трое судей вышли из зала. Через десять минут они вернулись, чтобы огласить приговор:
— Суд счел доводы истца убедительными и постановил выплачивать ему военную пенсию пожизненно.
Прокурор был настолько поражен, что не мог молчать:
— Ваша честь, я не понимаю… Этот человек еще десять минут назад был в ваших глазах паразитом, а теперь вы ему возвращаете пенсию?! Как вы пришли к такому решению?
Судья посчитал правильным ответить:
— Давайте, я вам объясню. Мы ведь в военном суде. Сам я служил в военно-морском флоте, командовал подводной лодкой. Однажды мы отправились выполнять рутинное задание. Немцы тогда никому не давали ни въехать в Англию, ни выехать из нее. Любое судно, которое проплывало мимо них, они топили торпедами. Мы застряли посреди моря. Обычно выполнение задачи подводной лодки занимает до двадцати одного дня, но из-за сложившейся ситуации мы оставались в море более года! У нас почти не осталось провизии, мы доедали крохотные солдатские пайки, все были в депрессии и отчаянии. Мы играли в шахматы и в карты по тысяче раз, и я уже не знал, чем занять моряков. Самой трудной задачей стало вытаскивать их каждое утро из постелей и чем-то занимать, чтобы они окончательно не сошли с ума.
Однажды я решил войти в каюты экипажа, чего обычно никогда не делал. Внезапно… я не поверил собственным ушам… услышал, как кто-то поет! Кто может петь здесь, на субмарине, когда мы уже год находимся под водой? Это был такой ритмичный напев: «Ай-ай-ай, сказал Рова, сказал Абайе… ай-ай-ай, спрашивает Гморэ, отвечает Гморэ…» Там был даже не один голос и не два. Там было трое евреев. Я спросил их:
— Что это? Как вы можете петь?
Эти члены экипажа ответили:
— Мы поем из-за этой книги. Знаете, капитан, что это за книга? Более трех тысяч лет назад мы получили на горе Синай Устную Тору. Лист Гмары — это то, что соединяет человека с Б-гом, с нашим великим Отцом Небесным. Эта учеба поддерживает в нас жизнь, помогает нам держать голову над водой, хотя мы и находимся глубоко под ней.
Я спросил:
— И к чему приходят те, кто изучает эту книгу? Это приносит деньги?
Они ответили:
— Нет, кто учит эту книгу, тот становится знатоком Торы!
После этого судья обратился снова к прокурору и сказал:
— Любое государство нуждается в людях, которые будут готовы к чрезвычайным обстоятельствам. В тех, кто сможет поднять голову над водой, находясь глубоко под ней… Британскому народу тоже нужны такие знатоки Торы. Те, кто может петь, даже находясь более года на подводной лодке. Вот почему я дал ему пенсию!
Действительно, «Тора Б-га совершенна, оживляет душу» (Тэилим 19:8; Меа у-Шнаим Сипурим)
[i] Рав Шолем Швадрон (5672-5758 / 1912-1997, Эрец-Исраэль — Израиль) — знаменитый даршан (лектор-«проповедник»), которого называли а-Магид а-Йерушалми — «иерусалимский рассказчик».
[ii] Учебное заведение для женатых мужчин, изучающих Тору.
[iii] Слова из благословения «Любовью вечной» — второго благословения перед вечерним чтением «Шма»: «…будем говорить о законах Твоих и радоваться словам Торы Твоей и заповедям Твоим вовеки. Ибо в них — жизнь наша и долголетие наше».
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
«Оцарот»
Когда Яаков отправил своих слуг с подарками для Эсава, он несколько раз повторил одну и ту же фразу. Яаков боялся, что его неправедный брат сделает слуг своими рабами, и они не смогут служить Творцу.
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?