Темы: Шавуот, Оцарот, Чтение для детей, Рассказы
Раби Шалом Швадрон[i] рассказал удивительную историю, которую слышал от одного еврея из Лондона.
Раби Шалом поехал туда собирать деньги на еврейское образование. Он встретил еврея, который вернулся к тшуве (к соблюдению Торы и заповедей), а до этого служил в военно-морских силах Великобритании. Во время службы был ранен, прошел реабилитацию и получал немалую военную пенсию по инвалидности.
Постепенно он продвинулся в вере и начал соблюдать Тору и заповеди. Стал ходить в колель[ii], учился там целый день. Благодаря пенсии ему не приходилось заботиться о пропитании, поэтому мог учиться спокойно.
Он был обязан каждые три года проходить медицинскую комиссию. Спустя три года, в течение которых он учился, этот еврей явился на комиссию, которая должна была вновь проверить состояние его здоровья. Вот что он рассказал.
Комиссия решила, что здоровье улучшилось и я снова могу работать. Это был шок, я дважды подавал апелляцию, но ее отклоняли. Комиссия постановила, что моя инвалидность осталась позади.
Оставалась еще одна возможность: обратиться в военный суд, где тоже можно обжаловать решение комиссии, но это уже была последняя лазейка. Каким бы ни было решение такого суда, оно будет окончательным.
Я обратился к своему раввину с вопросом: стоит ли пробовать обжаловать выводы комиссии в военном суде? Ведь трое его судей — неевреи, которые ничего не понимают в изучении Торы.
Рав ответил:
— Закрой глаза на суде и представь, что ты говоришь со Святым, благословен Он. Обращайся не к этим судьям, а к Творцу, ведь разговор с ними — это всего лишь необходимая мера усилий. Говори с Б-гом, и скажи Ему, что тебе больно, поскольку ты хочешь учиться.
Наступил день суда, я вошел в зал и встал перед судьями. Закрыл глаза и начал говорить. Судья сказал мне:
— Вы уже два раза подавали апелляцию, и ее отклонили. Чего вы хотите? Сидеть в синагоге и впустую тратить время? Чтобы весь британский народ кормил вас? Этого вы хотите?! Знаете, как мы называем тех, кто так поступает? Паразиты!
Я ответил:
— Я не паразит. Скажу Вам кое-что, Ваша честь, и это будет правдой. Мы — евреи, и у нас есть Отец на Небесах. А как еврей поддерживает связь с Отцом Небесным? Через лист Гмары! Да, через этот самый лист еврей и «подключается» к своему Отцу Небесному. «Ибо в этом жизнь наша и долголетие наше»[iii]. Изучение Торы дарует внутреннее счастье человеку, наполняет его удовлетворением и радостью. А вы отняли это у меня, забрали весь смысл жизни. Не можете вы этого понять, ведь вы не росли с этой верой. Не думаю, что так следует поступать с человеком, который три года служил в армии и был ранен. Я прошел тяжелую реабилитацию и не считаю, что так со мной следует поступать — отнимать у меня смысл жизни!
Судья снова обратился ко мне:
— Ну, будете сидеть в синагоге до ста двадцати лет и учиться? А что вы будете делать дальше с этим знанием? Станете профессором? Что делают с вашей Торой?
Я ответил:
— Нет, не буду я ни профессором, ни доктором. От этого не получают прибыль. Если буду учиться, стану знатоком Торы.
Судья уточнил:
— Вы уверены, что если будете учиться всю жизнь, станете знатоком Торы?
— С Б-жьей помощью, да, — ответил я.
— Ладно, суд удаляется на совещание, — закончил разговор судья.
Трое судей вышли из зала. Через десять минут они вернулись, чтобы огласить приговор:
— Суд счел доводы истца убедительными и постановил выплачивать ему военную пенсию пожизненно.
Прокурор был настолько поражен, что не мог молчать:
— Ваша честь, я не понимаю… Этот человек еще десять минут назад был в ваших глазах паразитом, а теперь вы ему возвращаете пенсию?! Как вы пришли к такому решению?
Судья посчитал правильным ответить:
— Давайте, я вам объясню. Мы ведь в военном суде. Сам я служил в военно-морском флоте, командовал подводной лодкой. Однажды мы отправились выполнять рутинное задание. Немцы тогда никому не давали ни въехать в Англию, ни выехать из нее. Любое судно, которое проплывало мимо них, они топили торпедами. Мы застряли посреди моря. Обычно выполнение задачи подводной лодки занимает до двадцати одного дня, но из-за сложившейся ситуации мы оставались в море более года! У нас почти не осталось провизии, мы доедали крохотные солдатские пайки, все были в депрессии и отчаянии. Мы играли в шахматы и в карты по тысяче раз, и я уже не знал, чем занять моряков. Самой трудной задачей стало вытаскивать их каждое утро из постелей и чем-то занимать, чтобы они окончательно не сошли с ума.
Однажды я решил войти в каюты экипажа, чего обычно никогда не делал. Внезапно… я не поверил собственным ушам… услышал, как кто-то поет! Кто может петь здесь, на субмарине, когда мы уже год находимся под водой? Это был такой ритмичный напев: «Ай-ай-ай, сказал Рова, сказал Абайе… ай-ай-ай, спрашивает Гморэ, отвечает Гморэ…» Там был даже не один голос и не два. Там было трое евреев. Я спросил их:
— Что это? Как вы можете петь?
Эти члены экипажа ответили:
— Мы поем из-за этой книги. Знаете, капитан, что это за книга? Более трех тысяч лет назад мы получили на горе Синай Устную Тору. Лист Гмары — это то, что соединяет человека с Б-гом, с нашим великим Отцом Небесным. Эта учеба поддерживает в нас жизнь, помогает нам держать голову над водой, хотя мы и находимся глубоко под ней.
Я спросил:
— И к чему приходят те, кто изучает эту книгу? Это приносит деньги?
Они ответили:
— Нет, кто учит эту книгу, тот становится знатоком Торы!
После этого судья обратился снова к прокурору и сказал:
— Любое государство нуждается в людях, которые будут готовы к чрезвычайным обстоятельствам. В тех, кто сможет поднять голову над водой, находясь глубоко под ней… Британскому народу тоже нужны такие знатоки Торы. Те, кто может петь, даже находясь более года на подводной лодке. Вот почему я дал ему пенсию!
Действительно, «Тора Б-га совершенна, оживляет душу» (Тэилим 19:8; Меа у-Шнаим Сипурим)
[i] Рав Шолем Швадрон (5672-5758 / 1912-1997, Эрец-Исраэль — Израиль) — знаменитый даршан (лектор-«проповедник»), которого называли а-Магид а-Йерушалми — «иерусалимский рассказчик».
[ii] Учебное заведение для женатых мужчин, изучающих Тору.
[iii] Слова из благословения «Любовью вечной» — второго благословения перед вечерним чтением «Шма»: «…будем говорить о законах Твоих и радоваться словам Торы Твоей и заповедям Твоим вовеки. Ибо в них — жизнь наша и долголетие наше».
Вчера, отвечает Хана Лернер
24 июля, отвечает Ципора Харитан
22 июля, отвечает Рика Гдалевич
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Рав Овадья Климовский
Куда смотрел Пинхас на войне с Мидянитянами и почему не на него разгневался Моше? Что говорят комментаторы?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Пинхас»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смысл имени Пинхас и качества этого человека проливают свет на его биографию. Всевышний вознаградил Пинхаса за ревность.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Основные моменты нынешней недельной главы через призму документальных историй.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.
Рав Ефим Свирский
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы