Темы: Рош Ашана, Шофар, Оцарот, Чтение для детей, Рассказы
Принято, чтобы раввин произносил слова увещевания перед трублением в шофар. Почему именно в этот момент?
Это нам поможет понять притча раби Салимана-Менахема Мани[i], раввина Хеврона:
Некий человек хотел овладеть ремеслом стеклодува. Что он сделал? Нанялся помощником мастера, обязавшись помогать ему и работать на него три года бесплатно. А платой за его работу станет овладение профессией.
За три года он выучил, до какой температуры следует нагревать печь, как формировать стекольную массу и придавать ей определенный цвет, как окунать трубку в расплавленную массу и выдувать великолепные сосуды. Три года он совершенствовался, состоя при мастере, и производил чудесные сосуды.
Когда срок ученичества завершился, он стал самостоятельным ремесленником, взял кредит и снял магазин на окраине рынка. Построил печь, купил сырье, развел огонь и начал формировать стекольную массу. Затем окунул в нее трубку, но ничего не получилось. Стекло затвердело, так и не приняв форму сосуда.
Новоиспеченный мастер пробовал снова и снова, но каждая попытка заканчивалось разочарованием. С горечью пошел он к своему прежнему учителю, а тот удивился:
— Что ты здесь делаешь? Ты ведь уже сам владеешь ремеслом!
— Нет, — ответил бывший подмастерье. — Всё время, пока я работал у тебя, мне удавалось создавать красивую посуду. А с тех пор, как я ушел, мне больше ничего не удается.
— Вижу, ты хочешь оставаться подмастерьем, — сказал мастер. — Тогда подпиши договор еще на три года бесплатной работы.
Ученику ничего не оставалось, кроме как подписать.
Мастер стал показывать, как топить печь, но подмастерье уже знал. Как готовить массу — уже знал.
— А теперь нужно сразу же дуть, пока она не остыла и не затвердела, иначе ничего не выйдет!
Вот на эту деталь ученик и не обратил внимание прежде… И заплакал горько:
— Из-за промедления в одно мгновение, за которое масса успела охладеть, я подписался еще на три года рабства!
Так и здесь: выступать перед публикой — большое искусство. Раввин может воспламенить сердца своей речью. Он готовится к ней, выстраивает прекрасное здание, объясняет глубокие идеи. Но ему важно подобрать правильный момент — дуть, «пока масса горячая». Только так он сможет передать людям идеи, которые оформят их жизнь.
Если «стекольная масса» остынет — она так и останется бесформенным комом, а весь труд будет напрасным. Когда же сердца открыты? Когда мы испытываем волнение? Перед тем, как зазвучит шофар! (Йосеф Даат — Оламо шель Цадик)
[i] Раби Салиман-Менахем бен-Элияу Мани (5610-5684 / 1850-1924, Багдад, Хеврон) — глава ешивы, законоучитель, глава суда, раввин Хеврона (хахам баши, как называлась эта должность в Оттоманской империи), писатель и поэт.
Рав Мендель Агранович
Всегда думал, что они все одинаковые, лишь бы название соответствовало...
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Суккот»
Давид Плотников
Превосходный вариант — выбрать адас, в котором по всей длине (30 см.) все трилистники — на одном уровне. Поэтому стоит найти адас с печатью хорошего раввина. Нужно, чтобы было три веточки. Длина той части ветки, которая покрыта трилистниками: по мнению Хазон Иша — 30 см. минимум, по раву Хаиму Ноэ — 24 см. Самое лучшее, когда трилистники идут по всей длине — по всем 30 см. Изначально кошерно также, когда они покрывают часть длиной 24 см. — даже по мнению Хазон Иша. Если трилистниками покрыта часть длиной более 15 см., то это кошер по букве закона.
Рав Носон Шерман,
из цикла «Суккот»
Дата Суккот очень тесно связана с Облаками Славы. Согласно мнению Виленского Гаона, когда Израиль согрешил, создав золотого тельца, он перестал быть достойным Облаков Славы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Каждый, кто правильно и сосредоточенно исполняет важнейшую заповедь лулава, приносит мир и единство всему Израилю.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Четыре вида растений на праздник Суккот
Рав Мендель Агранович
Рав Мендель Агранович
Давид Плотников
Рав проверяет миртовую ветвь на пригодность в использовании, для исполнения « Заповедь о пальмовое ветве ». Обзор по теме Адас — мирт
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Возвышенный урок упования на Всевышнего
Рав Мендель Агранович
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Суккот, законы праздника»