Темы: Рош Ашана, Шофар, Оцарот, Чтение для детей, Рассказы
Принято, чтобы раввин произносил слова увещевания перед трублением в шофар. Почему именно в этот момент?
Это нам поможет понять притча раби Салимана-Менахема Мани[i], раввина Хеврона:
Некий человек хотел овладеть ремеслом стеклодува. Что он сделал? Нанялся помощником мастера, обязавшись помогать ему и работать на него три года бесплатно. А платой за его работу станет овладение профессией.
За три года он выучил, до какой температуры следует нагревать печь, как формировать стекольную массу и придавать ей определенный цвет, как окунать трубку в расплавленную массу и выдувать великолепные сосуды. Три года он совершенствовался, состоя при мастере, и производил чудесные сосуды.
Когда срок ученичества завершился, он стал самостоятельным ремесленником, взял кредит и снял магазин на окраине рынка. Построил печь, купил сырье, развел огонь и начал формировать стекольную массу. Затем окунул в нее трубку, но ничего не получилось. Стекло затвердело, так и не приняв форму сосуда.
Новоиспеченный мастер пробовал снова и снова, но каждая попытка заканчивалось разочарованием. С горечью пошел он к своему прежнему учителю, а тот удивился:
— Что ты здесь делаешь? Ты ведь уже сам владеешь ремеслом!
— Нет, — ответил бывший подмастерье. — Всё время, пока я работал у тебя, мне удавалось создавать красивую посуду. А с тех пор, как я ушел, мне больше ничего не удается.
— Вижу, ты хочешь оставаться подмастерьем, — сказал мастер. — Тогда подпиши договор еще на три года бесплатной работы.
Ученику ничего не оставалось, кроме как подписать.
Мастер стал показывать, как топить печь, но подмастерье уже знал. Как готовить массу — уже знал.
— А теперь нужно сразу же дуть, пока она не остыла и не затвердела, иначе ничего не выйдет!
Вот на эту деталь ученик и не обратил внимание прежде… И заплакал горько:
— Из-за промедления в одно мгновение, за которое масса успела охладеть, я подписался еще на три года рабства!
Так и здесь: выступать перед публикой — большое искусство. Раввин может воспламенить сердца своей речью. Он готовится к ней, выстраивает прекрасное здание, объясняет глубокие идеи. Но ему важно подобрать правильный момент — дуть, «пока масса горячая». Только так он сможет передать людям идеи, которые оформят их жизнь.
Если «стекольная масса» остынет — она так и останется бесформенным комом, а весь труд будет напрасным. Когда же сердца открыты? Когда мы испытываем волнение? Перед тем, как зазвучит шофар! (Йосеф Даат — Оламо шель Цадик)
[i] Раби Салиман-Менахем бен-Элияу Мани (5610-5684 / 1850-1924, Багдад, Хеврон) — глава ешивы, законоучитель, глава суда, раввин Хеврона (хахам баши, как называлась эта должность в Оттоманской империи), писатель и поэт.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
«Оцарот»
Лакомства к субботнему столу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
«Оцарот»
Истории для детей
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»