Темы: Лашон а-ра, Матот, Масэй, Оцарот, Рассказы
«И пришел Новах, и завоевал Кенат и пригороды его, и назвал его Новахом[i] по имени своему» (Бемидбар 32:42).
В Гмаре (Псахим 118а) сказано: «Каждый, кто злословит, и каждый, кто принимает злословие на веру, и каждый, кто лжесвидетельствует о ближнем, заслуживает, чтобы бросили его собакам…»
Это выводится из соседства двух стихов в Торе: «…ведь сказано (Шмот 22:30): “…и мяса, растерзанного зверем в поле, не ешьте; псам бросайте его” и сказано (Шмот 33:1): “Не разноси ложного слуха; не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем о неправде”» (Псахим 118а, продолжение).
Гаон раби Элияу Коэн[ii], один из раввинов Джербы, нашел намек на это в нашей недельной главе. В его книге «Орхот Хаим» читаем: «Слово “(назвал) его” записано буквами ламед и hэй (לה)[iii], которые можно прочесть как сокращение выражения лашон а-ра — “злословие” (לשון הרע). “И назвал его” — это тот, кто рассказывает дурное о ближнем. Чего заслуживает злословящий? — Чтобы бросили его лающей (новэах) собаке».
Злословие, таким образом, уподобляется лаю…
У одного человека была верная собака, охранявшая его днем и ночью. Однажды у этого человека начался инфаркт, он упал… Собака стала лаять и беситься, люди подбежали посмотреть, что случилось. Они поняли, что человек при смерти, и тотчас вызвали скорую.
Машина скорой помощи приехала, а собака не отходила от хозяина. Не видя другого выхода, команда медиков взяла в машину и ее.
Они приехали к воротам больницы. Собака снова принялась лаять — она не была готова расстаться с хозяином. Врачи не стали задерживаться и пустили собаку в вестибюль. Пес не отходил, сидел перед дверью кабинета и, чувствуя, как хозяин страдает, сам подвывал, словно ощущал ту же боль.
Врачи установили, что пациенту нужна срочная операция на сердце. Его быстро подготовили и повезли в операционную, а собака бежала за ними. Видя, что борьба с ней отнимет больше времени, на нее натянули халат, закрыли пасть медицинской маской и запустили в комнату ожидания возле операционной.
Чувствуя, что ее хозяина «режут», собака подняла громкий лай, из-за которого никто уже не мог ни работать, ни ждать результатов операции. Она не понимала, что врачи делают разрезы именно для того, чтобы вылечить… Так что пришлось быстро вызывать ветеринара, чтобы сделал собаке наркоз на то время, пока хозяина будут оперировать.
К чему мы всё это рассказываем?
Иногда Всевышний «оперирует» нас — посылает страдания и даже «режет по живому», и страдания искупают грехи. Мы вздыхаем, жалуемся и кричим — и в этот момент похожи на ту собаку, которая не могла вынести, что «режут» ее хозяина.
Помним! Нет никаких случайностей и никаких «ошибок» во всём, что происходит в человеческой жизни. Когда приходят проблемы и страдания, верующий еврей сразу же начинает проверять свои поступки и пытается понять, почему или зачем Святой, благословен Он, послал ему это страдание.
После этого человек раскаивается — совершает тшуву, и приходит спасение от бед. Или, если это испытание, человек выдерживает его и поднимается на более высокий духовный уровень.
Но тот, кто лишен веры или забыл о вере в тяжкой ситуации, реагирует «естественно»: ярится на людей, которые причиняют ему зло. Т.е. ведет себя подобно собаке, которая кусает бьющую ее палку, а не человека, который держит палку.
Поэтому, если человек не пробуждается от тех ударов судьбы, которые уже получил, Всевышний может послать ему более тяжкие удары, чтобы тот наконец понял «намёк». Как говорят наши мудрецы: «Не змея убивает, а грех убивает» (мидраш Ялкут Шимони к главе Хукат).
Страдания, которые Всевышний посылает человеку, зачастую вполне соответствуют греху, из-за которого они посланы. Это помогает понять, что именно требуется исправить, в чем раскаяться, как сказано: «Какой мерой меряет человек, такой и ему отмеряют» (Сота 8 б).
Есть и другое подтверждение из Гмары (Шабат 33 б): «аскара» — это смертельная болезнь, воздействующая сначала на кишечник, а в конце — на дыхательные пути. Больной не может дышать и умирает.
Гмара говорит, что эта болезнь начинается, в основном, из-за греха злословия, а также — если человек ел пищу, приготовленную из продуктов, от которых не была отделена десятина.
Гмара спрашивает: «Почему этот недуг начинается в кишечнике, а заканчивается во рту?» И отвечает: «Когда человек говорит, сначала почки советуют ему (что сказать), а затем сердце постигает (этот совет), язык оформляет речь, а уста ее произносят. Значит, аскара посылается за злословие».
Есть и другие подобные примеры в Талмуде.
Бывает ли так, что кто-то в семье раздражает нас? В действительности дело заключается не в нем — не в этом члене семьи. Это Б-г посылает нам знак: может быть, ты тоже разозлил Его? Проверь, как ты Ему служишь!
Мудрецы говорят об этом (мидраш Берешит Рабба к главе Ваера): «[Сказано в Мишлей 16:7:] “Если Господь благоволит к путям человека, то и врагов его примирит с ним”. [А кто его враги? — Сказано у пророка Михи, 7:6:] “Враги человеку домашние его” (Сота 49 б)».
Ребенок не слушается? Может быть, дело в том, что мы и сами не очень-то слушаемся своего Отца Небесного — Всевышнего. А может быть, мы не проявили должного внимания, выполняя заповедь почитания родителей?
Не стоит искать причины происходящего только во внешних факторах. Важно помнить: «Человек и пальца не поранит в нашем, нижнем, мире, если не будет об этом принято решение на Небесах» (Хулин 7 б).
Когда человек анализирует свои поступки и честно отвечает сам себе, каковы мотивы его действий, он ограждает себя от множества бедствий. Ведь «если есть суд внизу, то уже нет суда Наверху» (Дварим Рабба 5:5).
Рассказывают о праведниках и чудотворцах[iv], что каждую ночь перед сном они анализировали свое поведение в каждую минуту прожитого дня. Как они использовали время? Сколько изучали Тору? Как исполняли заповеди, как вели себя с ближними? Это помогало им стать лучше на следующий день.
А человек, который живет, не отдавая себе отчета в своих действиях и их мотивах, ошибается на каждом шагу. Поэтому с Небес зачастую останавливают его, желая пробудить, и посылают ему различные «сигналы», проблемы и беды, чтобы он остановился и задумался о том, что следует исправить. (Рав Авраам-Элимелех Бидерман[v], Эмуна Брура)
[i] Новах (נבח) можно прочесть и как «новеах» — «лающий».
[ii] Хахам Элияу Коэн (ум. в 5684 / 1923, Джерба, Триполи) — тунисский раввин, законоучитель, специалист по законам кашрута, комментатор Танаха. Автор комментариев «Орах Мишор» — толкования по методу «драш», и «Орах Йашар» — толкования по методу «пшат» («простое прочтение»). Кроме того, хахам Элияу Коэн оставил хидушим (новые прочтения) на талмудические трактаты, на трактат Авот, а также респонсы по проблемам кашрута. Его работы были собраны в книге «Орхот Хаим».
[iii] В иврите слово «город» (עיר) — женского рода, поэтому Новах и назвал «ее» (לה), дал имя городу. В русском переводе, соответственно, «назвал его».
[iv]Аншей маасэ (אנשי מעשה) — люди, ради которых Всевышний совершал чудеса (см., например, Раби Ханина бен-Доса).
[v] Рав Авраам-Элимелех Бидерман (род. в 1967/5728) — раввин хасидского направления, автор интересных толкований и бесед, которые его ученики издают в книгах «Беэр а-Хаим».
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Овадья Климовский
Могло ли такое важное событие, как присвоение другого имени Агари, не войти в описание Торы?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?