Темы: Бехукотай, Оцарот, Катастрофа, Рассказы
«А если поле из собственного удела посвятит кто Господу, то оценка твоя должна быть по мере посева его…» (Ваикра 27:16).
Гаон раби Меир Шапира[1] объяснял: раздел, говорящий об оценке, идет сразу за разделом предостережения («Если же не послушаете Меня и не будете исполнять все заповеди эти…» — 26:14 и далее), чтобы человек знал, насколько значимо каждое его действие. Так он будет и знать себе цену, и чувствовать ответственность за свои поступки.
Рудольф Врба[2] работал регистратором[3] в лагере смерти Аушвиц (Освенцим), поэтому ему разрешалось свободно перемещаться по территории. У него на руках находились документы, из которых было ясно, сколько евреев привозили в лагерь и сколько убивали ежедневно. Врба планировал побег, чтобы сообщить всему миру о преступлениях нацистов.
Сначала он сомневался в своих возможностях, зная, как мало шансов выбраться оттуда живым, но в итоге решил попытаться. Слишком важна была миссия, которую только он мог выполнить. Нужно попробовать, и будь что будет…
Он посвятил в свои планы друга, Альфреда Ветцлера, и тот согласился участвовать в их осуществлении. Эти двое знали, что бежать из лагеря практически невозможно: все, кто пытался это сделать, были схвачены и казнены с беспримерной жестокостью. Лагерь строго охранялся. Но даже если удастся покинуть территорию, нужно будет еще долго добираться до безопасных мест, а местное население настроено к евреям враждебно. Для долгого перехода требовались, естественно, и физические силы.
В один из дней друзья приступили к осуществлению плана. Они спрятались в поленнице, которую нацисты приготовили для евреев, привезенных из Венгрии. На вечерней поверке было обнаружено, что двоих не хватает. Тотчас по всей округе была объявлена тревога, офицеры и заключенные начали лихорадочные поиски.
У немцев были собаки-ищейки, но беглецы обработали свои следы заранее приготовленной смесью керосина и табака. Они знали, что им предстоит прятаться три дня подряд — после этого поиски в лагере прекращали и начинали искать в окрестностях лагеря. Два с половиной дня они провели в укрытии, страдая от голода и холода. И вдруг услышали, как двое немцев разговаривают возле поленницы.
— Может, они прячутся под дровами? — предположил один.
Немцы принялись искать, убирая один слой поленьев за другим. Беглецы замерли, ожидая худшего. К ним уже пробивался свет снаружи. Когда над их головами остался лишь один слой бревен, один нацист сказал другому:
— Их тут нет, пойдем. Обед начинается, если будем возиться, там всё съедят.
Нацисты ушли, и беглецы перевели дух. Они едва верили в то чудо, которое только что с ними произошло.
Ночью они попытались выбраться наружу, но бревна, лежавшие над ними, были очень тяжелыми. Они напрягли все свои скудные силы, и только после множества попыток, нечеловеческими усилиями сумели вылезти из-под гигантского сооружения. Стало ясно: если бы немецкие солдаты не пришли сюда искать их и не сняли несколько слоев бревен сверху, беглецы оказались бы заживо погребены под толщей древесины.
Обессиленные, они выползли за пределы лагеря. Вокруг были эсэсовцы, продолжавшие их искать. Но Б-жественное Провидение, которое так надежно защищало их до сих пор, привело их в итоге к людям из партизанского подполья, боровшегося с нацизмом. Те помогли беглецам добраться до еврейской общины в Чехословакии.
Вскоре после этого был опубликован знаменитый «Отчет Врбы — Ветцлера». Этот документ на тридцати пяти страницах в точности показывал, что именно происходило в «трудовом лагере» у нацистов. Доклад был передан раву Михаэлю Вейсманделю[4], который позаботился о том, чтобы обнародовать эту страшную информацию и затем передать ее правительству США. Это был самый подробный отчет, который попал в руки свободного мира и побудил союзников активнее бороться против нацистов, способствовал, в конце концов, разгрому лагерей смерти и перелому всего хода войны.
По оценке историков, ни одно усилие отдельного человека за всё время Второй мировой войны не спасло столько евреев, как этот подвиг Врбы и Ветцлера. Благодаря воле и целеустремленности и, конечно же, помощи Свыше этим двоим удалось совершить практически невозможное! (Ма Ахавти Торатэха)
[1] Раби Меир бар-Яаков-Шимшон Шапиро из Люблина (5647-5694 /1887-1933) — выдающийся законоучитель, инициатор программы «даф йоми» (ежедневный лист Талмуда).
[2] С рождения до побега из лагеря носил имя Вальтер Розенберг, 1924-2006.
[3] Принимал участие в сортировке личного имущества заключённых, прибывающих в лагерь.
[4] Раби Хаим-Михаэль-Дов Вейсмандель (5664-5718 /1903-1957) — выдающийся исследователь Торы, руководитель нью-йоркской ешивы Нитра, названной так в память о словацкой ешиве, где он преподавал до войны. Родился в Братиславе.
Занимался изучением буквенных кодов, скрытых в тексте Пятикнижия. К этим исследованиям его привели отдельные высказывания и намеки, содержащиеся в книгах каббалистов прошлых веков, а также слова Виленского Гаона о том, что все события человеческой истории закодированы в Торе.
Вскоре после прихода гитлеровцев в Словакию рав Вейсмандель ушел в подполье. Он создал подпольную группу, получившую название «Квуцат аавода» («Рабочая группа»). Эта организация проводила рискованные операции по спасению еврейских жизней по всей Словакии. Рав Вайсмандель сыграл одну из решающих ролей в оповещении правительств западных стран о преступлениях, совершаемых нацистами против евреев.
В конце концов, он был схвачен и заключен в концентрационный лагерь Серед, а затем отправлен на «поезде смерти» в Аушвиц. По дороге уговаривал своих спутников совершить побег, убеждая, что при этом некоторые смогут спастись — а в противном случае погибнут все. Однако люди были парализованы страхом, и ему пришлось выпрыгнуть из поезда одному. Он вновь скрывался, продолжая деятельность по спасению других евреев. В конце войны, зимой 5705 / 1944 года, рав Вейсмандель был спасен на «поезде Кастнера». Потеряв в годы Катастрофы всю семью, он эмигрировал в США, где и основал ешиву Нитра.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его