Темы: Бехукотай, Оцарот, Катастрофа, Рассказы
«А если поле из собственного удела посвятит кто Господу, то оценка твоя должна быть по мере посева его…» (Ваикра 27:16).
Гаон раби Меир Шапира[1] объяснял: раздел, говорящий об оценке, идет сразу за разделом предостережения («Если же не послушаете Меня и не будете исполнять все заповеди эти…» — 26:14 и далее), чтобы человек знал, насколько значимо каждое его действие. Так он будет и знать себе цену, и чувствовать ответственность за свои поступки.
Рудольф Врба[2] работал регистратором[3] в лагере смерти Аушвиц (Освенцим), поэтому ему разрешалось свободно перемещаться по территории. У него на руках находились документы, из которых было ясно, сколько евреев привозили в лагерь и сколько убивали ежедневно. Врба планировал побег, чтобы сообщить всему миру о преступлениях нацистов.
Сначала он сомневался в своих возможностях, зная, как мало шансов выбраться оттуда живым, но в итоге решил попытаться. Слишком важна была миссия, которую только он мог выполнить. Нужно попробовать, и будь что будет…
Он посвятил в свои планы друга, Альфреда Ветцлера, и тот согласился участвовать в их осуществлении. Эти двое знали, что бежать из лагеря практически невозможно: все, кто пытался это сделать, были схвачены и казнены с беспримерной жестокостью. Лагерь строго охранялся. Но даже если удастся покинуть территорию, нужно будет еще долго добираться до безопасных мест, а местное население настроено к евреям враждебно. Для долгого перехода требовались, естественно, и физические силы.
В один из дней друзья приступили к осуществлению плана. Они спрятались в поленнице, которую нацисты приготовили для евреев, привезенных из Венгрии. На вечерней поверке было обнаружено, что двоих не хватает. Тотчас по всей округе была объявлена тревога, офицеры и заключенные начали лихорадочные поиски.
У немцев были собаки-ищейки, но беглецы обработали свои следы заранее приготовленной смесью керосина и табака. Они знали, что им предстоит прятаться три дня подряд — после этого поиски в лагере прекращали и начинали искать в окрестностях лагеря. Два с половиной дня они провели в укрытии, страдая от голода и холода. И вдруг услышали, как двое немцев разговаривают возле поленницы.
— Может, они прячутся под дровами? — предположил один.
Немцы принялись искать, убирая один слой поленьев за другим. Беглецы замерли, ожидая худшего. К ним уже пробивался свет снаружи. Когда над их головами остался лишь один слой бревен, один нацист сказал другому:
— Их тут нет, пойдем. Обед начинается, если будем возиться, там всё съедят.
Нацисты ушли, и беглецы перевели дух. Они едва верили в то чудо, которое только что с ними произошло.
Ночью они попытались выбраться наружу, но бревна, лежавшие над ними, были очень тяжелыми. Они напрягли все свои скудные силы, и только после множества попыток, нечеловеческими усилиями сумели вылезти из-под гигантского сооружения. Стало ясно: если бы немецкие солдаты не пришли сюда искать их и не сняли несколько слоев бревен сверху, беглецы оказались бы заживо погребены под толщей древесины.
Обессиленные, они выползли за пределы лагеря. Вокруг были эсэсовцы, продолжавшие их искать. Но Б-жественное Провидение, которое так надежно защищало их до сих пор, привело их в итоге к людям из партизанского подполья, боровшегося с нацизмом. Те помогли беглецам добраться до еврейской общины в Чехословакии.
Вскоре после этого был опубликован знаменитый «Отчет Врбы — Ветцлера». Этот документ на тридцати пяти страницах в точности показывал, что именно происходило в «трудовом лагере» у нацистов. Доклад был передан раву Михаэлю Вейсманделю[4], который позаботился о том, чтобы обнародовать эту страшную информацию и затем передать ее правительству США. Это был самый подробный отчет, который попал в руки свободного мира и побудил союзников активнее бороться против нацистов, способствовал, в конце концов, разгрому лагерей смерти и перелому всего хода войны.
По оценке историков, ни одно усилие отдельного человека за всё время Второй мировой войны не спасло столько евреев, как этот подвиг Врбы и Ветцлера. Благодаря воле и целеустремленности и, конечно же, помощи Свыше этим двоим удалось совершить практически невозможное! (Ма Ахавти Торатэха)
[1] Раби Меир бар-Яаков-Шимшон Шапиро из Люблина (5647-5694 /1887-1933) — выдающийся законоучитель, инициатор программы «даф йоми» (ежедневный лист Талмуда).
[2] С рождения до побега из лагеря носил имя Вальтер Розенберг, 1924-2006.
[3] Принимал участие в сортировке личного имущества заключённых, прибывающих в лагерь.
[4] Раби Хаим-Михаэль-Дов Вейсмандель (5664-5718 /1903-1957) — выдающийся исследователь Торы, руководитель нью-йоркской ешивы Нитра, названной так в память о словацкой ешиве, где он преподавал до войны. Родился в Братиславе.
Занимался изучением буквенных кодов, скрытых в тексте Пятикнижия. К этим исследованиям его привели отдельные высказывания и намеки, содержащиеся в книгах каббалистов прошлых веков, а также слова Виленского Гаона о том, что все события человеческой истории закодированы в Торе.
Вскоре после прихода гитлеровцев в Словакию рав Вейсмандель ушел в подполье. Он создал подпольную группу, получившую название «Квуцат аавода» («Рабочая группа»). Эта организация проводила рискованные операции по спасению еврейских жизней по всей Словакии. Рав Вайсмандель сыграл одну из решающих ролей в оповещении правительств западных стран о преступлениях, совершаемых нацистами против евреев.
В конце концов, он был схвачен и заключен в концентрационный лагерь Серед, а затем отправлен на «поезде смерти» в Аушвиц. По дороге уговаривал своих спутников совершить побег, убеждая, что при этом некоторые смогут спастись — а в противном случае погибнут все. Однако люди были парализованы страхом, и ему пришлось выпрыгнуть из поезда одному. Он вновь скрывался, продолжая деятельность по спасению других евреев. В конце войны, зимой 5705 / 1944 года, рав Вейсмандель был спасен на «поезде Кастнера». Потеряв в годы Катастрофы всю семью, он эмигрировал в США, где и основал ешиву Нитра.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский