Темы: Медный змей, Хукат, Оцарот, Хафец Хаим, Чтение для детей
«…сделай себе сарафа (змея) и возложи его на шест; и будет: всякий ужаленный, если взглянет на него, то останется жить» (Бемидбар 21:8). Сорок лет народ скитается в пустыне. Люди теряют терпение и начинают роптать на Б-га и на Моше. Всевышний посылает ядовитых змей, которые убивают множество людей. Евреи раскаиваются, просят Моше молиться Всевышнему, чтобы змеи исчезли. Моше молится, и Всевышний велит ему изготовить медного змея и поместить на шест, чтобы каждый, кого ужалят, мог посмотреть на этого змея и исцелиться.
Хафец Хаим выражает удивление: когда египтяне согрешили и Всевышний наслал на них жаб, которые проникли в их жилища, оказались на постелях, в печи и в тесте, фараон попросил отменить эту казнь. Моше помолился — и все жабы умерли. Когда на Египет были насланы дикие звери, Моше помолился — и те вернулись в свои логова. Неужели сыны Израиля хуже египтян, не дай Б-г?
Почему змеи не умерли и не вернулись в свои норы? Почему они продолжили жалить и всё, что можно было сделать, — это только минимизировать вред, создав медного змея?
Ответ в том, что нападение змей было символическим наказанием за грех народа. Они роптали («наговаривали»)! А когда человек «наговаривает», словесно нападает на другого, он как будто выпускает ядовитую змею! Эту змею уже не найти и обратно в клетку не загнать. Она незаметно подползает и жалит. Всё, что теперь можно сделать, это лишь уменьшить вред.
Это очень страшный урок, наглядно демонстрирующий всю опасность злословия. Мы обязаны оберегать свой язык, держа «змею» под замком (Бэха Батахну, Хашукей Хэмед).
Сегодня, отвечает Лея Хмельницкая
25 декабря, отвечает Хая Черняк
23 декабря, отвечает Рав Рафаэль Шустер
Рав Овадья Климовский
Я имею в виду, в самом начале кто это сделал и зачем?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Рав Бенцион Зильбер
В одну из суббот не получилось зажечь свечи. Как это можно исправить?
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Моше Лебель
Законы зажигания субботних свечей
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Рав Бенцион Зильбер
Работа — наш дом?
Рав Реувен Куклин
Что зажигать прежде: ханукальные свечи или субботние?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы, фонограмма видеоуроков»
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб
Чья обязанность больше?
Неизвестные исполнители