Темы: Испытания, Страдания, Кдошим, Ахарей мот, Рассказы
«Обитающий с ними в нечистоте их» (16:16). Человек должен знать, что выпадающие на его долю страдания идут от любви Б-га к нему, чтобы искупить его грехи, и чтобы в нужный момент он смог войти к Нему. Поэтому Всевышний иногда заботится о том, чтобы «отстирать» нас от наших грехов, как сказал царь Давид: «Смой с меня совершенно грех мой и от проступка очисть меня» (Теилим 51:4).
Человек, который знает, что Всевышний любит его и не оставляет его ни на мгновение, не боится ничего в мире! Тора свидетельствует в нашей недельной главе: «Обитающий с ними в нечистоте их», а Раши комментирует: «Несмотря на то, что они нечисты, Шхина пребывает среди них».
Агарь страдала в доме Авраама из-за отношения со стороны Сары, поэтому она сбежала из дома. По дороге ангел спросил ее: «Откуда ты пришла и куда идешь?» Та ответила: «От Сары, госпожи моей, я убегаю». Ангел сказал ей: «Вернись к своей госпоже и смирись под ее рукой».
Это говорит нам о том, что невозможно сбежать от страданий, постановленных для человека свыше. Ведь «у человека и палец не заболит внизу, пока не провозглясят о нем наверху» (Хулин 7 а). Очевидно, что от Б-га не сбежишь. Есть лишь одно решение: проверять свои поступки и раскаиваться в грехах. Бегство от одной беды лишь подтолкнет нас попасть в сети другой.
Рав Менахем Азария из Фано написал, что перед тем, как душа спускается в этот мир, ей показывают много разных тел, и на каждом теле написано, через что оно должно будет пройти в этом мире. Тогда душа выбирает себе тело с такими страданиями, которые подходят ей, чтобы исправить причину, по которой ей было постановлено повторно прийти в этот мир. А здесь, на земле, человек погружен в горе и подавлен своим состоянием. Но ведь это ты сам выбрал данное тело со всеми его испытаниями. Оно является наиболее подходящей для тебя оболочкой согласно твоим качествам и твоему исправлению. Из-за чего же тогда горевать?
В армии есть особое подразделение кинологов, их работа — идти по полю со специально надрессированными собаками, чтобы обнаруживать мины и взрывные устройства. Они способны нейтрализовать их прежде, чем основные силы вступят на эту территорию. Но что случится, если солдат из этого подразделения скажет: «Зачем мне позориться, гуляя с собакой по полю? Не хочу этого, я бы лучше отправился на поле битвы на самолете или, по крайней мере, на танке».
Очевидно, что такой солдат пребывает в большом заблуждении. Ведь это не та функция, что на него возложена. Только если он будет выполнять свою функцию наилучшим образом, то сможет внести вклад в победу в войне и спасти жизни людей.
Избранный народ Израиля живет, подобно овечке среди семидесяти волков на протяжении всей истории, усеянной страданиями. Но именно благодаря этому мы выжили и научились преодолевать любые трудности, продолжая идти вперед с помощью силы веры, которую в нас вложил праотец Авраам.
Группа застройщиков разрушила два соседних дома, договорившись с жильцами и возместив им убытки, чтобы построить на месте старых домов один большой и просторный.
Наивный человек спросил: «Зачем же разрушать здания, разве не жалко? Можно было просто построить на старых стенах еще этажи».
Но ему объяснили, что фундамент старых домов недостаточно крепкий, чтобы выдержать еще этажи. Вот почему нужно снести дома до основания и сделать более глубокий и прочный фундамент. Точно так же человек должен смотреть и на трудности, с которыми он сталкивается на жизненном пути. Ведь у всех в жизни есть испытания, страдания и проблемы. Каждый должен знать, что это — часть строительства его личности, чтобы завершить свое исправление в этом мире. Страдания — это разрушение ради последующего строительства.
Это можно уподобить двум лягушкам, которые прыгнули в ведро со сливками и начали наслаждаться прекрасным вкусом. Но внезапно они почувствовали, что тонут.
«Спасите, спасите!» — они попытались забраться на стены ведра, но соскользнули обратно в сливки. «Все! Помираем! Послушай, — закричала одна другой, — постарайся съесть столько, сколько сможешь. Хотя бы умрем в удовольствии». Но вторая не соглашалась отказаться от жизни и умереть, она барахталась и старалась выбраться, пока в какой-то момент не почувствовала, что ее ноги стоят на твердой поверхности. Поскольку она месила ногами сливки, они превратились в масло, и лягушка выпрыгнула из ведра, тогда как ее подруга утонула (Шулхан Шаббат Арух).
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Овадья Климовский
Могло ли такое важное событие, как присвоение другого имени Агари, не войти в описание Торы?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?