«И было к концу двух лет» (41:1). Праведный Йосеф был брошен за решетку и пробыл там в течение двенадцати лет, не совершив никакого преступления, а лишь из-за грязного навета со стороны жены его господина. Йосеф был не обычным узником, а узником-рабом, и не обычным рабом, а еврейским. Это был самый низкий статус в глазах египтян. При этом у него не было ни отпуска, ни посещений со стороны членов семьи. Он жил в унизительных условиях!
«И послал фараон, и позвал Йосефа, и достали его из ямы, и побрился, и сменил одежду, и пришел к фараону». В начале нового года, первого Тишрея, внезапно распахнулась дверь его камеры. Слуги царя вошли в камеру Йосефа и быстро достали его из ямы, дали вымыться, постричься и даже предоставили новую одежду. Когда Йосеф сменил внешность и вместо узника стал похож на «жениха, выходящего из-под свадебного балдахина», старшие служители царя привели его с почестями и в полном великолепии к самому владыке Египта! «Из глубокой ямы на высокую крышу» — и в буквальном, и в иносказательном смысле.
Что же произошло? Отчего такая спешка? Йосеф был заключен в темной яме двенадцать лет, еще один день или час ничего не изменил бы для него. Зачем так суетиться?
Однако, поскольку он завершил свое исправление в тюрьме, и час избавления настал, с Небес не стали удерживать его даже лишней секунды! Это учит нас тому, насколько высший суд точен и рассчитывает все до толщины волоска!
Глава Микец почти всегда читается в Хануку, и нужно понять связь между ними. Ханука символизирует самоотверженность ради заповедей и близости к Б-гу. Горстка длиннобородых раввинов, не имея никаких военных навыков, вышла сражаться против большой империи, желавшей искоренить религию в народе Израиля. И даже после того, как чудом победили, они не успокоились, пока не нашли чистое масло под печатью первосвященника — и это при том, что они знали: для общественного дела нечистота разрешена (Йома 4 а).
А в этой недельной главе мы читаем о самоотверженности праведного Йосефа, который сохранял бескомпромиссную веру и преданность религии. Мы поражаемся его праведности, проявленной несмотря на все страдания и на то, что он рос в чужой испорченной среде, вдали от отца и матери, как сирота, без связи с родными. Вот в чем связь между хашмонаями и Йосефом. Они изгоняли тьму с помощью света! (Шулхан Шаббат Арух)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский