Темы: Ръэ, Оцарот, Чтение для детей, Еврейские качества, Мусар, Рассказы
«Сколько захочет душа твоя, режь и ешь мясо» (12:15). 441-я заповедь — выкуп посвященных в храм животных, которым было причинено увечье. Через эту заповедь мы учим, что воля Творца — дарить добро Своим детям. Он не только разрешил нам пользоваться жертвенными животными, которые получили увечье, но и, как написано в Книге Воспитания, «проявил к нам милосердие, обязав выполнять эту заповедь, так как если бы это было для нас свободным правом, быть может, мы бы все еще из благочестия опасались прикасаться к ним».
А поскольку нам велено следовать качествам Всевышнего, значит мы тоже должны делать добро людям и оказывать им милости везде, где только возможно. Важно понимать, что это добро не обязательно должно быть в больших проектах. Сюда входит и простое доброе слово, которое говорят человеку — любому человеку, в каком бы состоянии он ни был. Когда он видит, что его ценят и положительно смотрят на его действия, он чувствует, что у него есть причина вставать по утрам и начинать деятельность. Благодаря этому вся его жизнь может измениться. На эту тему мы слышали историю от раби Йеуды Шаиша, которая показывает, насколько человек нуждается в комплиментах от других, и какого добра мы лишаем его, когда проходим мимо и ничего не говорим. Эта история, с одной стороны, увлекательная, а с другой — шокирующая.
Рассказывал мне один мудрец, — говорит рав Шаиш, — как проходил мимо общественного телефона и заметил садовника, который со всем своим инвентарем звонит в какой-то дом и спрашивает у управляющего, не нужен ли им профессиональный садовник.
В ходе беседы садовник хвалит самого себя, заявляя, что работает уже много лет, и хорошо знает свое ремесло. «У меня каждая уборка в саду — это как накануне Песаха, я ничем не пренебрегаю в своей работе. У меня большой опыт устанавливать украшения в садах…» И так он продолжает описывать свое мастерство.
Через несколько минут беседы садовник вешает трубку и делает заметку, что несмотря на все описания и похвалу в собственный адрес, управляющий по дому ответил отказом и не захотел нанимать его на работу.
И вот, он звонит в другой дом, и все повторяется. Садовник рассказывает о себе, обещает, что все сделает наилучшим образом, но на том конце ему снова дают отказ. И так еще и еще звонок, еще и еще один дом. Казалось, что он обзвонил уже пятнадцать домов, и никто не захотел его нанять.
Свидетель происходящего отметил, что лично сам не понял, почему никто не захотел нанять садовника. Он и вправду производил впечатление отличного специалиста. «Мое сердце страдало, видя разочарования, выпавшие на долю садовника, — продолжил рассказчик, — и поскольку я сам работал в тот период в комитете управления домом, и у нас как раз ушел садовник, я решил подойти к нему и пригласить поработать у нас».
Садовник выслушал предложение и ответил… отказом. «Я очень занят, есть уже пятнадцать домов, которые нанимают меня, и я не могу взять на себя еще работу», — сказал он.
«Я уже не понимал, что происходит, — продолжил рассказчик, — если он так занят, зачем он звонил в еще пятнадцать домов, предлагая себя, а когда я предложил работать у нас, он отказался?… Что здесь происходит?»
Садовник увидел удивление на лице своего собеседника и объяснил: «Я уже много лет работаю в пятнадцати домах, и все довольны. Доказательством тому служит тот факт, что никто ни разу не помышлял меня уволить. Впрочем, хотя я много вкладываю в заботу о садах, и все прохожие сразу видят отличную работу, никто из жильцов этих домов не считает нужным похвалить меня.
Я все работаю и работаю, а люди проходят мимо меня, не произнося ни слова. Мне это сильно мешает. И я подумал: что я могу сделать, чтобы услышать их удовлетворение от моей работы? Разве можно силой вытянуть из человека комплимент?
Оказывается, ответ — да.
Что же я сделал? Те дома, в которые я сейчас звонил, — это и есть те, где я работаю. Я звоню по телефону и предлагаю себя в качестве нового садовника. Но они не знают, кто я такой и не догадываются, что я и есть их постоянный садовник.
Как же они реагируют на мое предложение поработать у них? “Нет, — говорят, — спасибо, у нас уже есть отличный и очень преданный своему делу садовник. Он работает у нас уже много лет и великолепно заботится о саде. Едва ли найдется кто-либо, кто будет работать лучше него”.
Вот здесь-то я и слышу все комплименты, высказываемые обо мне, в самой ясной форме. И хотя, чтобы услышать все это, мне приходится идти в обход, все же нет другого способа услышать их положительное впечатление обо мне и моей работе. Поистине, стоит потратить на это полчаса своего времени, а то и больше, делая все эти телефонные звонки, чтобы послушать, какой я замечательный садовник!»
Отсюда мы видим, насколько человек нуждается в похвале, и как жалко было бы лишать его этого. Ведь высказать комплимент не стоит больших усилий. Нужно лишь научиться говорить, уметь открывать рот, не жалея слов (Мицвот бе-Симха).
Рав Овадья Климовский
Я имею в виду, в самом начале кто это сделал и зачем?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Рав Бенцион Зильбер
В одну из суббот не получилось зажечь свечи. Как это можно исправить?
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Моше Лебель
Законы зажигания субботних свечей
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Рав Бенцион Зильбер
Работа — наш дом?
Рав Реувен Куклин
Что зажигать прежде: ханукальные свечи или субботние?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы, фонограмма видеоуроков»
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб
Чья обязанность больше?
Неизвестные исполнители