«Мы пройдем вооруженные» (32:32). Почему слово «мы» в этом стихе написано без буквы Алеф («нахну», а не «анахну»)? В комментарии «Сифтей Коэн» говорится, что Алеф указывает на Творца, который один, един и единственен. А поскольку сыны Гада и Реувена вышли вооруженными на войну и не упомянули, что полагаются на помощь Творца, который называется «Муж войны», в слове «мы» отсутствует Алеф.
Гаон раби Яаков Шауль Двик а-Коэн, один из мудрецов Арам-Цова, в книге «Дерех Эмуна» приводит историю о великом царе, который возгордился из-за своего богатства и силы и забыл, что Б-г опускает и возвышает, дает власть царям, и что только Ему принадлежит царство.
Однажды этот царь устроил путешествие, и по пути направился в баню. Слуги остались снаружи, поскольку никому не положено входить туда вместе с царем. Горячий пар навел на царя сон, и он задремал. В тот момент с неба спустился ангел, который по велению Б-га принял облик царя, приехал во дворец и сел на трон.
Работники бани вошли внутрь и увидели спящего человека. Они разбудили его и побили, закричав: «Как ты посмел заходить сюда, пока здесь царь?!» Он стал возражать: «Это я царь!» И тогда они побили его еще сильнее за его дерзость. Сбежал он от них в котельную, где грели воду для бани.
«Кто ты?» — спросили его. Он понял, что если назовет себя царем, то снова пострадает. «Я торговец из дальней страны, привез товары, но по дороге на меня напали разбойники и все отняли. Пожалуйста, сделайте милость, дайте мне хотя бы одежду, чтобы укрыть себя». Они нашли для него жалкие лохмотья, пропитанные сажей и запахом гари.
В тот час, пока царь оставался в котельной и помогал топить печи, сожалея о своей гордыне, ангел сидел на троне и страдал еще больше. Унижение для царя быть изгнанным из дворца в котельную ничего не стоило в сравнении с унижением ангела, которому пришлось спуститься из духовного мира в низкий и грубый мир.
Поскольку царь раскаялся всем сердцем, Всевышний повелел ангелу объявить, что все голодные могут прийти ко двору на трапезу. Работники котельной узнали об этом и рассказали «ограбленному торговцу», но он не хотел идти.
«Безумец!» — решили они. Его снова побили и прогнали на улицу. Поневоле он потащил ноги в сторону дворца. Его посадили с бедняками, которые ели все, что видели на столе, а у него не было аппетита из-за огромной печали.
Ангел увидел его со своего места, обратился к слугам и спросил: «Почему этот человек плачет? Он портит всю радость от трапезы! Позовите его сюда!»
«Ограбленного торговца» привели и поставили перед «царем», спросили: «Кто ты и отчего плачешь?»
«Я торговец, — ответил он, — приехал из далекой страны. На меня напали разбойники и отняли весь товар, ничего не оставив, кроме собственной жизни».
Когда они остались одни, ангел воскликнул: «Ты ведь знаешь наказание того, кто лжет царю! Говори правду — кто ты и отчего плачешь?!»
Тот ответил: «Если хочешь услышать правду — я царь! А плачу от того, что вижу тебя сидящим на моем троне. А ты кто, что отнял у меня царство?!»
«Я ангел Б-жий, — сказал тот, — и я занял твой трон, ибо ты говорил, что никто не спустит тебя на землю. На небесах услышали твои слова».
«Я раскаялся, — продолжил настоящий царь, — теперь я знаю, что Б-г по Своей воле опускает и возвышает в мгновение ока».
После этого ангел сразу же поднялся на небо, а царская одежда осталась на полу зала. Царь одел ее и открыл двери, чтобы впустить слуг. Он сел на трон, и никто не узнал о произошедшем. Впоследствии он написал тайную книгу, где рассказал эту историю, запечатав ее в хранилище. В старости он передал ее сыну, заповедав хранить смирение (Оцротейну).
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его