«На краях одежд их на поколения их» (15:38). В святом Зоаре (Зоар Хадаш, Рут 84 б) сказано: «Поколения их (доротам) — от слова “жилище” (дира)». В мезузе содержатся два первых отрывка из текста Шма Исраэль, но не хватает третьего, в котором говорится о циците. Чем же его восполнить? Когда еврей закутывается в талит и выходит на порог дома, все отрывки из Шма Исраэль воссоединяются благодаря цициту. И Всевышний радуется этому, а ангел смерти отступает. Поэтому и сказано, что «поколения» — это жилище, так как жилье человека становится совершенным и полноценным, а сам он выходит из дома увенчанный заповедью. В заслугу мезузы и цицита ангел-разрушитель отходит от его дома, и человек спасается от любого ущерба.
Многие годы гаон раби Бен-Цион Палман ездил во время каникул между семестрами на несколько кратких дней отдыха в одно из поселений возле Иерусалима. Там он отдыхал, сидя погруженным в Тору и служение с утра до вечера в местном бейт-мидраше. Как правило, он брал с собой связку своих записей и уроков, чтобы повторять их и заново прояснять через более глубокое понимание разделов Гмары.
Прежде, чем выходить в путь, он клал вещи, которые могли ему понадобиться, в чемодан, но все самое ценное держал в руках в течение всей поездки. Поэтому в руках он держал и талит с тфилином.
В одной из поездок кто-то предложил ему подержать эти предметы вместо него, на что рав ответил: «Талит и тфилин не дают держать другому человеку». Это похоже на того, кто держит в руках мешочек с алмазами. Из-за их большой ценности он не станет давать их другому на хранение. Так и талит с тфилином — заповеди, которые с их помощью совершаются каждый день, столь велики, что непозволительно доверить их постороннему. Для рава это было самое ценное, он чувствовал, что нельзя класть их в мешочек, а нужно все время держать в руках.
В 1997 году гаон раби Бен-Цион Палман выехал, как обычно, на отдых, и добравшись до места, увидел, что на доме нет мезузы. Выяснилось, что дом ремонтировали и во время работ мезузы сняли. Они были старыми, и оставалось сомнение в их кошерности, поэтому были заказаны новые мезузы, а ждать их требовалось долгое время.
Гаон тотчас сказал, что в таком доме запрещено жить, пока на нем нет мезуз. Ведь написано (Шулхан Арух, Йоре Деа 286:22), что если кто-то арендует дом в стране Израиля, ему сразу нужна мезуза — ради заселения страны. Рама добавляет, что для того, кто получает дом бесплатно во временное пользование, закон такой же, как и для арендатора. А значит, нельзя жить в этом доме даже одного дня без мезуз.
Что делать? Оставалось два выхода: либо попробовать достать мезузы из благотворительного фонда (гмах), либо просто возвращаться из отпуска в свой обычный дом. Естественно, всем больше пришлась по душе первая опция. Если уж пришлось так потрудиться, чтобы добраться сюда, хотелось бы немного насладиться этим местом, а не уезжать сразу же. Но и это сделать было не так-то легко: найти фонд, который давал бы мезузы в любой момент, а затем отправить туда посланника, чтобы он принес их, не удавалось.
Тем временем, пока думали, что делать, раби Бен-Цион вошел в синагогу, подошел к одному из учащихся там и спросил его, не знает ли он, где можно взять мезузы на неделю. А тот сказал: «У меня как раз есть здесь несколько мезуз! Я купил их сегодня, но они будут нужны мне лишь через две недели». Он с радостью одолжил раби Бен-Циону свои мезузы на семь дней. Гаон сразу решил, что не станет покупать мезузы, чтобы можно было снять их после выезда из дома.
Однако на этом история не заканчивается. Раби Бен-Цион Палман, в любом событии видевший знак и намек с Небес, стал размышлять, на что ему намекают эти события. Ведь еще никогда не случалось с ним такого, чтобы он приезжал в квартиру, на дверном косяке которой не было бы мезузы. А теперь, когда он оказался именно в такой квартире, Провидение чудесным образом прислало ему человека, у которого как раз имелись лишние. В этом, очевидно, был заключен какой-то намек.
Он думал и думал, пока не пришел к выводу, что ему нужно еще раз изучить законы мезузы. И поэтому в эти каникулы он изучил все, что касалось данной темы, начиная от Гмары и заканчивая Шулхан Арухом с комментаторами. Много важных и интересных открытий были сделаны за эти дни.
Прошло несколько дней каникул, в течение которых гаон с головой окунулся в законы мезузы. И вот, раздался звонок от одного из его учеников, который попросил его помолиться за его маленькую дочь. Она плохо себя чувствует и уже несколько дней находится в больнице, а врачам не удается разобраться в ее проблеме.
Раби Бен-Цион, погруженный в законы мезузы, тотчас вспомнил слова Хазон Иша, который говорил: если в доме происходит несчастье, нужно проверить мезузу. Поэтому и теперь он сказал отцу больной девочки отдать мезузы на проверку и посмотреть, нет ли в них какого-то дефекта.
На это отец ответил: «Я отдавал мезузы на проверку всего два года назад, и все было хорошо. Зачем же снова проверять их сейчас? В Алахе постановлено (Йоре Деа 291:1), что такая проверка требуется лишь два раза в семь лет, а с последнего раза прошло всего два года».
Но раби Бен-Цион возразил: «Не спрашивай, просто отправь мезузы на проверку».
Отец послушался совета, и к его удивлению, в мезузе, висевшей на входе в комнату девочки, обнаружили пропущенное слово. Сразу же была куплена новая мезуза, и произошло невероятное — дочь вернулась к обычной жизни, словно с ней ничего плохого и не происходило. Врачи стояли пораженные чудом, совершившимся у них на глазах. Мгновение назад девочка лежала без чувств, а теперь встала, словно от сна пробудившись, без каких-либо признаков болезни.
Гаон раби Бен-Цион Палман увидел в этом знак с Небес: его догадка о том, что нужно было заново изучить законы мезузы, оказалась верна. Как только начался месяц Элуль, он стал давать уроки по этой теме (Шлемим ми-Цион).
Сегодня, отвечает Лея Хмельницкая
25 декабря, отвечает Хая Черняк
23 декабря, отвечает Рав Рафаэль Шустер
Рав Овадья Климовский
Я имею в виду, в самом начале кто это сделал и зачем?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Рав Бенцион Зильбер
В одну из суббот не получилось зажечь свечи. Как это можно исправить?
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Моше Лебель
Законы зажигания субботних свечей
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Рав Бенцион Зильбер
Работа — наш дом?
Рав Реувен Куклин
Что зажигать прежде: ханукальные свечи или субботние?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы, фонограмма видеоуроков»
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб
Чья обязанность больше?
Неизвестные исполнители