Темы: Злое начало, Раскаяние, Тшува, Тецаве, Оцарот
«И возьмут для тебя чистое оливковое масло» (27:20). В Мидраше (Шмот Раба 36:1) сказано: «Почему евреи уподоблены оливковому маслу? “Свежая маслина, плод, красивый видом, — назвал Б-г имя твое” (Ирмия 11:16). Все жидкости смешиваются, но масло всегда будет всплывать на поверхность».
Б-жественный хасид раби Сулейман Охана, один из учеников святого Ари, объяснил это так. Сыны Израиля святы, и даже если еврей собьется с пути и заблудится, опустится и деградирует, в итоге его еврейство всплывет наверх, как масло, и он раскаится и вернется к Б-гу.
«Счастливы сидящие в доме Твоем, еще будут восхвалять Тебя, сэла. Счастлив народ, у которого так». Сколько света здесь заключено, сколько надежды и веры в спасение! Насколько бы мы не осознавали наше состояние, нашу низость и бессилие, в первую очередь — мы счастливы!
Мы счастливы от того, что являемся «сидящими в доме Твоем», приходим в синагоги и посещаем чертоги Творца.
Счастливы от того, что восхваляем Его. И пусть Он дарует нам поводы благодарить и восхвалять Его бесконечно.
Но есть еще одна причина для радости: «Счастлив народ, у которого так».
Злое начало не отчаивается победить нас. Хорошо бы и нам научиться у него тому, как никогда не отчаиваться. Самая большая его победа — это когда ему удается внедрить в наши сердца отчаяние и слабость, печаль и меланхолию. Оно шепчет нам на ухо: «В самом деле, разве ты относишься к числу “сидящих в доме Б-жьем”? Конечно, трудно отрицать, что ты там бываешь, но какое отношение ты имеешь к святости? О таких, как ты, сказано: “Паука поймаешь руками, а он в палатах царских” (Мишлей 30:28). Представь: царь сидит за трапезой, князья — вокруг него, а паук смотрит на них сверху. Но разве его приглашали?! Если бы паук просто сидел там, его бы никто не замечал. Но когда он ткет паутину, чтобы ловить мух, его сразу окружают и убивают. И если некоторые приходят в синагоги, что-то бормочут и мечтают, их никто не трогает. Но когда они ткут паутину, чтобы ловить сплетни и новости…»
Так где же я, а где «сидящие в доме Твоем»? Разве мое бормотание можно назвать молитвой? Ведь эта молитва без намерения подобна телу без души. Так от чего же я «счастлив»?
На это ты должен ответить ему: «Все сказанное — слова злого начала…
Ибо “счастлив народ, у которого такое”. Такое, какое есть! И он счастлив. Счастливы также и падшие, и темные, и погасшие в народе Израиля. Они тоже относятся к “народу, у которого такое”. И потому они счастливы!» (Мекарван ле-Тора).
Сегодня, отвечает Лея Хмельницкая
25 декабря, отвечает Хая Черняк
23 декабря, отвечает Рав Рафаэль Шустер
Рав Овадья Климовский
Я имею в виду, в самом начале кто это сделал и зачем?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Рав Бенцион Зильбер
В одну из суббот не получилось зажечь свечи. Как это можно исправить?
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Моше Лебель
Законы зажигания субботних свечей
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Рав Бенцион Зильбер
Работа — наш дом?
Рав Реувен Куклин
Что зажигать прежде: ханукальные свечи или субботние?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы, фонограмма видеоуроков»
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб
Чья обязанность больше?
Неизвестные исполнители