«Когда вы войдете в землю поселения вашего…» (Бэмидбар 15, 2) Один раввин потрясенно рассказывал:
Ко мне обратилась старшеклассница из религиозной школы, ей надо было подготовить план урока для малышей. Она решила сделать урок о Новомесячьи, начале нового еврейского месяца, и попросила указать ей источники. На уроке будет присутствовать инспектор, и она хочет представить богатый и разнообразный материал. Может быть, я укажу ей, где взять рассказы о примирении?
— Примирении? — удивился я.
— Да, о примирении! — она была полна энтузиазма. — Это такая важная тема. Два ребенка поссорились, один обидел другого, а потом утешил его — и они помирились. Так поучительно, трогательно.
— Ну да, — согласился я. — Но какое это имеет отношение к Новомесячью?
— Но это же понятно! — воскликнула школьница. — Ведь Солнце и Луна были созданы равными по величине, как сказано: «И создал Б-г два светила великие…» (Берешит 1, 16). Луна сказала, что две царственные особы не носят одинаковую корону, и Всевышний повелел ей: «Иди и уменьшись!» Но, чтобы утешить Луну, создал звезды, которые будут сопровождать ее. Это больше всего подходит к теме примирения, умиротворения!
Раввин продолжил:
Видите: берут рассказ мудрецов, смысл которого глубок и таинствен. В нем говорится о сотворении мира, он намекает на тайны Самого Всевышнего, корни добра и зла в сотворенном мире. Говорит о тьме и возможностях ее исправления (Книга Зоар 3, 79). И — преподают этот рассказ буквально!
Раввин предложил ей обратиться к тому, что пишет об этом Рав Деслер зацаль (Михтав мэ-Элияу 3, 79 б) — он приоткрывает возможность понимания этих слов.
Но, даже если понимать этот рассказ буквально, смысл его в пересказе девочки существенно искажен. Как будто бы Всевышний «обидел» Луну и решил утешить ее. А ведь всё было как раз наоборот. Луна совершила грех и получила по заслугам. Она желала уменьшить солнце, и с ней сделали то, что она замышляла сделать с ним. А дальше — особое милосердие Всевышнего, Его удивительный путь в управлении миром: даже наказывая справедливо, Он смягчает удар, посылает утешение, поддерживает и умиротворяет.
Учительница, которая представит дело так, что Всевышний, не дай Б-г, «обидел» Луну, а потом ее утешил, и дети, которые «увидят» это как ссору малышей и их последующее примирение, обожгут свою душу. Ведь «Б-г верен и нет кривды; праведен и справедлив Он» (Дварим 32, 4). А они поймут иначе. Это страшно.
Здесь всё наоборот: даже тогда, когда кому-либо положено наказание, — необходимо соразмерять силу этого наказания, а после — утешать. Так Всевышний поступил с Луной, как в известной пословице: «Верблюд пошел просить себе рога, а ему оторвали уши» (Санhедрин 106а). Но после — Он утешил ее, создав звезды…
Так Всевышний поступил с Каином: тот принес Ему в дар второсортные плоды, «отходы», и дар не был принят — справедливо. «Поникло лицо» Каина (Берешит 4, 5) — и Всевышний утешает его (там же, стих 6).
Так же — и в нашей недельной главе.
Мы не можем себе представить, как велик был гнев Всевышнего на евреев из-за греха разведчиков. Народ был осужден на гибель: «Поражу его мором, и истреблю его…» (Бэмидбар 14, 12).
Мы не можем себе представить, как велик был их грех. Всевышний вывел их из Египта, совершив для них великие чудеса. Как же евреи могли усомниться в Его способности обратить народы в бегство, отдать еврейскому народу Землю его праотцов? Это сомнение было страшным преступлением, и приговор был вынесен. Моше умолял Всевышнего, и смертная казнь была заменена «пожизненным заключением» в пустыне — пока не сменится то поколение.
Люди были сокрушены… И тогда Всевышний сказал Моше: «Когда вы войдете в землю поселения вашего, которую Я даю вам…» Комментарий Раши: «Сообщил им, что они войдут в свою Землю…» Утешение, умиротворение. «Правая рука приближает» — еще будет хорошо…
Так Всевышний управляет миром. И как это обязывает нас, каждого учителя и родителя!.. (Маайан а-Шавуа).
Сегодня, отвечает Лея Хмельницкая
25 декабря, отвечает Хая Черняк
23 декабря, отвечает Рав Рафаэль Шустер
Рав Овадья Климовский
Я имею в виду, в самом начале кто это сделал и зачем?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Рав Бенцион Зильбер
В одну из суббот не получилось зажечь свечи. Как это можно исправить?
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Моше Лебель
Законы зажигания субботних свечей
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Рав Бенцион Зильбер
Работа — наш дом?
Рав Реувен Куклин
Что зажигать прежде: ханукальные свечи или субботние?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы, фонограмма видеоуроков»
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб
Чья обязанность больше?
Неизвестные исполнители