«Притупи ему зубы». Допустим, выразить грешнику возмущение — это было бы нормально, но зачем сказано притупить ему зубы? Прежде, чем ответить, приведем рассказ.
В Польше очень распространено пьянство. Полиция усердно трудится, чтобы останавливать пьяных водителей на дорогах. Те, разумеется, заявляют, что ни капли алкоголя не пили. Просто у них зубы болели, вот они и ополаскивали рот водкой. А как горло заболит — немного смачивали его спиртным, вот и все. Тогда их приводят в полицейский участок, где есть узкая дорожка. Им говорят: «Езжай!» Если такой водитель может ехать ровно, его отпускают.
Однажды привели одного водителя в нетрезвом виде и сказали ему ехать. Он запротестовал: «Это что, западня? Сначала выравняйте дорогу». После этого уже и проверок-то не требовалось.
То же самое в вопросах веры. Вера сама по себе проста и верна. Вся проблема — в голове: человек прямое видит кривым. Нет ничего проще, чем доказать правильность веры, но только не пьяному.
А что это за вино такое, которое вызывает головокружение и искажает правильное? Заглянем в Гмару (Орайот 13 а). Там перечисляются продукты питания, улучшающие память. Некоторые другие, наоборот, способствуют забыванию изученного. Например, пищу, которую ела мышь, нужно после этого избегать. Ученики спрашивают великого раби Элиэзера: «Почему собака признает своего хозяина и верна ему, а кошка нет?»
Странный вопрос. Какое это имеет отношение к теме, и почему учитель должен понимать психологию домашних животных? Зачем нужно было помещать этот вопрос в святой Гмаре? Раби Элиэзер отреагировал на вопрос и сказал: «Здесь работает принцип “тем более”. Если тот, кто ест пищу, которую грызла мышь, теряет память, то кошка, которая ест саму мышь, тем более все забудет».
Я много думал о том, что здесь написано, и кажется, мне удалось отыскать правильное объяснение. Просто удивительно… «Бык знает хозяина своего, — говорит пророк, — и осел узнает корыто своего владельца» (Ишайя 1:3). У животных в природе заложено узнавать своих хозяев. Верность собаки в этом отношении гораздо больше обычной, но вот то, как кошка игнорирует своего хозяина, — это совсем поразительно. Это противоречит основной природе животных.
Ясно, что ученики раби Элиэзера интересовались не природой зверей. Они хотели найти сравнение для природы человека. Некоторые люди привязаны к Творцу и абсолютно верны Ему, словно преданные псы. Большинство людей верят в Создателя и признают Его, даже если и не привязаны к Нему так сильно. Но когда появляется тот, кто отрицает само бытие Творца, его можно уподобить кошке. Такая уж у него сущность. Об этом и спрашивают: почему так? Что привело его к этому?
И что же отвечает раби Элиэзер? Кошка по природе тоже признает хозяина, да вот только ест она пищу, от которой теряют память. Если провести аналогию, грешник ест запрещенную пищу, а она закупоривает сердце и искажает правильное восприятие (Йома 39 а). Тогда уже никакие увещевания не помогают. Опьянев, он видит ровную дорогу так, словно она извивается зигзагами. Сначала нужно «притупить ему зубы», чтобы не ел запрещенную пищу, и лишь потом можно будет говорить с ним о вере. Более того, после этого он и сам все увидит!
«Палец Б-га это». Гаон из Вильны дает удивительный комментарий: пальцем предупреждают, а рукой бьют. Все кары, свалившиеся на египтян в их стране, были только предупреждениями. А на море их постигло наказание «большой рукой» — там они отыскали свою погибель.
Удивительно: кровь, жабы, вши, звери, мор, болезнь, град, саранча, тьма и гибель первенцев — все это не более, чем предупреждения?
Сколько страдания, боли, потерь и несчастий — и все это только, чтобы предостеречь? Ужас! Когда мы видим, что получили наказание в виде телесных страданий или имущественных потерь, то говорим: «Пусть это зачтется нам как искупление грехов». Думаем, что выплатили свой долг. А кто знает? — может, все это было только предупреждением, и нужно поспешить улучшить свое поведение. Может быть, все это было только «пальцем», а впереди еще ждет «рука».
Сегодня, отвечает Лея Хмельницкая
25 декабря, отвечает Хая Черняк
23 декабря, отвечает Рав Рафаэль Шустер
Рав Овадья Климовский
Я имею в виду, в самом начале кто это сделал и зачем?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Рав Бенцион Зильбер
В одну из суббот не получилось зажечь свечи. Как это можно исправить?
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Моше Лебель
Законы зажигания субботних свечей
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Рав Бенцион Зильбер
Работа — наш дом?
Рав Реувен Куклин
Что зажигать прежде: ханукальные свечи или субботние?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы, фонограмма видеоуроков»
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб
Чья обязанность больше?
Неизвестные исполнители