«Встань, иди с ними» (Балак, 22:20)
Толковал рав Галински: принцип «по пути, которому хочет идти человек, ведут его» объясняет Тора, Пророки, Писания и Билам. В мидраше на главу «Шмини», на пасук «вина и хмельного не пей» приводится рассказ.
У одного пьяницы было такое пристрастие к вину, что он продавал свои вещи, чтобы купить вино. Его дети очень злились на него. Почему? Они опасались, что он оставит их совсем без наследства… Сыновья, обычно, любят своих отцов, но себя любят больше. Увидев, что не с кем говорить, что папа продает себя и свое имущество из-за вина, поняли, что ничего не могут сделать. Однажды, когда он спал, взяли они его кровать и отнесли на кладбище. «Пусть остается там». Сделали они так еще по одной причине — если увидит кладбище, может, обдумает свое печальное положение, «вспомнит день смерти».
Но ему было все равно, кладбище — не кладбище, главное стакан вина.
На следующее утро приехали в пригород торговцы тканями, едой и напитками. Они повезли свой товар в город. До того, как они въехали в город, вышли им на навстречу несколько жителей города и предупредили, что солдаты из налоговой инспекции ходят по городу. Если они обнаружат незаконный товар, конфискуют его в пользу царя. Испугались торговцы, так как был у них «черный товар». Куда им бежать, куда идти? Решили торговцы спрятать свой товар на кладбище, пока не представится возможность забрать его. А у одного из торговцев была большая бочка вина, и от испуга он поспешил поставить ее на кладбище. Случайно, около кровати того старика-пьяницы.
Старик проснулся, поднял голову и увидел большую бочку вина с большим краном. Он снова лег в свою кровать, открыл кран, открыл рот, и вино лилось ему прямо в рот. Попил он и заснул. Проснулся. Попил еще и опять заснул. Удовольствие! Эта история приведена в мидраше.
Прошло три дня, а торговец еще не пришел забрать бочку. Тем временем дети того пьяницы сказали: «Пойдем, погладим, что с папой». Они пришли на кладбище, подошли к кровати и увидели, что отец лежит, а кран от винной бочки находится прямо над его ртом… Сказали ему: «Папа, Ашем совершенно оставил тебя, теперь мы понимаем, что с Небес помогают тебе исполнять твое желание, и если это так, то и мы не будем удерживать тебя». Сразу же они решили установить очередь, и каждый день кто-нибудь из детей покупал вино и приносил ему. Так он получал вино, не теряя имущества при уважении детей.
И задается вопрос: неужели мудрецы рассказывают нам просто истории?
Нет, они приводят нам пример, до чего может дойти «по пути, которому хочет идти человек, ведут его». Хочешь вина — возьми, хочешь спирт — возьми, сколько хочешь. Верно, что когда дают ему, то иногда пытаются пробудить его, посылают с Небес знаки. «Красный» знак, как на светофоре: «остановись», куда ты идешь? Что с тобой? Сигналят ему в надежде: может быть, подумает, что не стоит продолжать пить вино и наслаждаться другими удовольствиями, но если он не понимает, продолжают «вести его», да, да, дают ему по желанию сердца еще вина.
Очень просто — это было с Биламом. «По пути, которому хочет идти человек, ведут его».
Билам обращался к Святому, благословен Он, говорил со Святым, благословен Он, и все для чего? — Чтобы убить евреев. Владыка мира, дай мне пророчество и святой дух, чтобы заработать деньги. Пообещай мне много денег. Мы думаем, что такой довод был только у Билама, но говорит Магид из Дубны, что наши мудрецы открывают нам, что «нет такого человека, у которого не было бы своего часа», каждый человек получает с Небес помощь, и если он использует ее как подобает, счастлива его доля, но если он использует свою удачу для глупостей, то теряет. Не будьте, как Билам, — говорит Магид из Дубны.
В нашем поколении с одной стороны есть беды и страдания, а с другой стороны существует большая помощь с Небес, много особых возможностей — это поколение знания. Это подарок от Святого, благословен Он. Поэтому надо знать, что Ашем не дает бесплатных подарков, и кто знает, сколько востребуют с нас за то, что использовали свой мозг и свои таланты для глупостей, для пустого времяпрепровождения. (Леагид — Хумаш а-магидим)
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Овадья Климовский
Могло ли такое важное событие, как присвоение другого имени Агари, не войти в описание Торы?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?