Многие из заповедей Торы выглядят логичными, а многие - нет

Многие из заповедей Торы выглядят логичными, а многие — нет. Тора называет хуким те законы, в которых логика не очевидна. Мой рав и учитель отмечал, что слово хок символизирует постоянство, как в выражении «хок натан вело яавор» [1] («Он издал указ, и он не прейдет»). Поэтому законы, которые мы считаем понятными и логичными, имеют тенденцию изменяться, когда меняется ход рассуждений. А хуким — вне нашего понимания, и мы соблюдаем их исключительно ради служения Творцу.

Хотя заповедь уважать и почитать родителей вполне логична, мы должны к ней относиться также и как к чему-то выходящему за пределы нашего понимания (хок) — только тогда она сохранится неизменной [2].

Дети часто не обращают внимания на то, сколько для них делают родители. И как только те отказывают им в их просьбах, благодарность к родителям испаряется. Поэтому детей следует учить уважению к родителям — и это хок — неизменный закон во всех ситуациях. Как писал рав Десслер, даже детей, которые хорошо себя ведут, нужно учить почитать родителей. Это нельзя оставлять их инстинктам [3].

Хотя ребенок, конечно, должен научиться любить и уважать родителей из чувства благодарности, вы не можете ждать, когда он настолько вырастет, чтобы осознать все, что вы для него делаете. Благодарность возникает из чувства получения чего-то не необходимого. Чем моложе человек, тем он эгоистичнее (как вы хорошо знаете, маленький ребенок готов разбудить весь мир, потому что у него першит в горле) и тем сильнее чувствует, что все ему полагается. Поэтому вы должны приучать своих детей, даже двухлетних, уважать вас.

Но не криками и ударами. Спокойно напоминайте им не кричать, не игнорировать и не прерывать вас. Никогда не отвечайте на громкое, нетерпеливое, невежливое обращение. Моя жена говорит детям: «Когда ты кричишь, я тебя не слышу». Когда вы обращаетесь к ребенку и не получаете ответа, часто это объясняется тем, что он очень занят, а не проявлением неуважения. Дети, особенно маленькие, могут быть совершенно поглощенными и возбужденными новыми открытиями. Подойдите к ребенку, пусть он посмотрит на вас, и спокойно повторите. И не говорите с двухлетним ребенком больше минуты; они не в состоянии долго сосредоточиваться на том, что им неинтересно.

Даже двухлетний должен обращаться к вам уважительно. Когда ребенок маленький, эту заповедь нужно учить только как хок. И главный метод здесь — введение в привычку. Дети должны привыкнуть вести себя уважительно по отношению к родителям. Некоторые даже считают, что ребенок должен обращаться к родителям в третьем лице («Папа сказал», а не «ты сказал») и вставать, когда они входят в комнату [4]. Приучать детей следует постоянным напоминанием: родителей всегда необходимо уважать, независимо от причины. Это хок [5].

Резюме

1. Детей следует приучать слушаться родителей еще до того, как они начнут понимать рациональные основания этой заповеди.

2. Младшие дети должны привыкнуть уважать и слушаться родителей.

3. Не считайте невнимание детей знаком неуважения. Маленькие легко отвлекаются. Сохраняйте спокойствие, возможно, ребенок совсем не имел в виду вас ослушаться.

Примечания

1.Тегилим, 148:6.

2. См. Раши к Шмот, 21:1. Все законы Торы, даже самые «логичные», происходят с Синая (получены от Творца) и поэтому неизменны.

3. См. Михтав МеЭлиягу, т.3, стр. 360-62.

4. Другие утверждают, что такая формальность отдаляет ребенка от родителей. И все-таки у родителей остается много возможностей установить прекрасные отношения со своими детьми. Так родители должны следить за тем, что принято в их районе. Если соседские дети называют своих родителей по именам, как бы это ни было трогательно, но, безусловно, у родителей в такой среде будут серьезные дисциплинарные проблемы с детьми, когда те подрастут.

5. В Кад гакемах рабейну Бахья приравнивает наши обязанности по отношению к Б-гу и к родителям, потому что те и другие отражены в первых трех из Десяти Заповедей. 1) Мы должны быть признательными и благодарными нашему Творцу, так же как нашим земным создателям, родителям. 2) Нам запрещено отрицать существование Творца, и так же — родителей. 3) Мы не должны клясться именем Б-га ложно или напрасно, так же и именем родителей.