Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Ципора Харитан, Мировоззренческие вопросы, Юношество
Шалом. Я соблюдающий человек. Но, когда я нахожусь на работе, начинаю грешить. Когда я среди друзей, то как будто другой человек, не чувствую рядом с собой Всевышнего, могу сделать любую гадость.
Я не понимаю, как это может быть — что я верю в Б-га и делаю подобные вещи. И дело не в них, место моей работы очень хорошее, слава Б-гу, что я вообще здесь оказался. Дело во мне. Дома я совсем другой. Как мне измениться и быть одинаково хорошим везде? N.
Уважаемый N.,
То, что Вы пишете, вызвало у меня огромное уважение к Вам. Очень мало юношей Вашего возраста беспокоит близость к Всевышнему. Большинство хочет только легкой и приятной жизни. Вы находитесь в том возрасте, когда йецарим у человека очень-очень сильны. И от него требуются огромные усилия, чтобы их перебороть. «Йецер лев а-адам ра ми-нэурав» — «помысел сердца человека зол из-за юности его» (Берешит 8, 21).
Поэтому я абсолютно уверена: Всевышний знает, как Вы хотите преодолеть в себе дурное начало и как тяжело Вам с ним бороться, и любит и ценит Вас уже за Ваши усилия. Сказано: «Семь раз упадет праведный, но встанет…» (Мишлей 24:16).
Комментаторы объясняют этот стих так: невозможно стать праведником, пока не упадешь «семь раз». А «семь», конечно, не обозначает точное число падений. Число семь в нашей Традиции обозначает мир природы, т.е. человеку нужно бороться со своей природой, пока он не достиг праведности. И это нормально и не делает Вас плохим, а, наоборот, показывает Ваше стремление к лучшему.
На практике советую замечать, что именно тянет Вас к таким падениям, и стараться, насколько можно, избегать этих ситуаций. Если же падения все-таки происходят, скажите себе сразу, что место падения — это стартовая площадка для нового подъема.
И так, вместо того, чтобы себя ругать и ненавидеть (а это является самым испытанным средством дурного начала — ввести человека в отчаяние, чтобы он считал, что никогда не сможет быть хорошим), Вы себе сможете сказать, что Вы двигаетесь по маршруту с препятствиями к своей цели — близости к Всевышнему.
Только, в отличие от спортивной игры, тут, если Вы упали на каком-то препятствии, Вы можете продолжать свой маршрут. Более того, искреннее желание исправить ошибку ведет к тому, что Всевышний прощает наши грехи и даже видит в них нечто положительное. Тогда получается, что наши силы не растрачиваются на грех, а используются для движения вперед.
Желаю продолжать движение к правильным целям.
С большим уважением, Ципора Харитан
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский