Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Младенцы, Поощрение, Ита Минкина
Шалом! У меня недавно родилась дочка, и там, где мы живем, существуют обычаи, которые соблюдают до того, как ребенку исполнится месяц (до восстановления интимной жизни родителей). Например, нельзя ребенка выводить на улицу, нельзя взрослым, придя с улицы, сразу заходить к ребенку, нельзя, выйдя из душа, тоже сразу к ребенку подойти и др. Говорится ли об этом что-нибудь в Торе? И что написано в Торе про новорожденных вообще? N.
Уважаемая N.,
Спасибо за Ваш вопрос. То, что Вы описываете, — это, как Вы правильно заметили, обычаи, а не законы из Торы. В разных общинах с течением времени складывались разные обычаи, некоторые из них похожи на обычаи других общин, некоторые нет. Но надо помнить, что это — обычаи. И при всем уважении к ним и важности их соблюдения, там, где обычай может противоречить закону Торы, закон Торы «перевешивает». То есть, если ребенок плачет, не подойти к нему только потому, что таков обычай… сомневаюсь, что это желание Творца…
О младенцах Тора упоминает в книге Шмот: там, где говорится о Йохевед и Мирьям — матери и сестре Моше — и об их помощи еврейским роженицам и младенцам в Египте. Как известно, Тора очень щепетильно относится к имени человека. Имя отражает духовную сущность человека, есть запрет давать клички вместо имен и т.д. И показательно: в главе, рассказывающей об этой деятельности Йохевед и Мирьям, Тора меняет им имена и называет их Шифра и Пуа. Почему Йохевед зовется здесь Шифрой? От слова лэшапэр — «улучшать» (иврит). Она обмывала младенцев, умывала их, одевала, пеленала, то есть заботилась об их чистоте и опрятности. А Пуа почему получила такое имя? Она делала малышам в Египте: «Пу-пу-пу…» — забавляла их, разговаривала с ними, обнимала и ласкала. Потому Тора меняет имена этих великих женщин — чтобы показать нам, как ценны и значимы уход за младенцами и любовное воркование с ними, все то, что может повысить физический и эмоциональный комфорт маленького человеческого существа.
С пожеланием здоровья вашей маленькой дочке и всей семье, радости в ее воспитании, с уважением, Ита Минкина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.