Темы: Воспитание детей, Ципора Харитан, Дети
Шалом, уважаемые раввины. Возможно, подобный вопрос уже освещался, но всё же спрошу. Если не давать возможность ребёнку рассказать о том, кто обижает его, оскорбляет или угрожает (пусть даже по-детски и «в шутку») — в детсаду, в хедере или далее в ешиве, то как он сможет вовремя получить необходимую помощь и поддержку? Как ребёнок может нормально развиваться и слушаться взрослых (родителей и учителей), если ощущает, что его проблема их не интересует и, более того, нужно найти обидчику оправдание (ладун лэ-хаф зхут)? А.
Уважаемая А.,
Вы совершенно правы, нельзя, чтобы у ребёнка создалось ощущение, что родители проявляют безразличие к его проблемам под прикрытием Галахи.
Но я думаю, что нам как родителям нужно научиться различать две ситуации. Первая — обычные детские споры и пререкания, которые иногда даже переходят в драку. В этих случаях самое главное — успокоить ребёнка и помочь ему найти пути помириться или защитить себя. Вторая — ситуация, когда ребёнок превращается в жертву старших или более агрессивных детей, которые его бьют ни за что, ни про что, отбирают вещи, унижают и терроризируют. В этих случаях совершенно необходимо выяснить у ребёнка имена обидчиков и объяснить ему, что сейчас надо говорить всю правду и называть имена: это необходимо сделать и ради него самого, чтобы защитить его, и ради «агрессоров» — чтобы они научились вести себя правильно. Это то, что называется «ради пользы».
Если мы видим, что ребёнок постоянно боится идти в садик или в школу или не хочет выходить на детскую площадку, то, скорее всего, имеет место ситуация номер два, и с этим и по Галахе необходимо разобраться правильно. Хофец Хаим говорит, что если человеку наносится ущерб, то его можно оградить от этого, рассказав о действиях злоумышленника.
О том, что нужно ладун лэ-хаф зхут, искать оправдания каждому человеку. Здесь никак не имеется в виду, что мы должны говорить: «Смотри, он хороший, он только немножко дерётся и немножко говорит гадости». Ладун лэ-хаф зхут — это и сказать ребёнку: «Видимо, он невоспитанный и не умеет решать проблемы по-хорошему». Когда мы так говорим, с одной стороны, это чистая правда, а с другой, мы проявляем сочувствие к ребёнку, учим его правильным нормам поведения и не защищаем дурное поведение другого. Наш Закон не носит христианского характера и не требует от нас учиться подставлять другую щёку. Надеюсь, что Вам и другим родителям удастся правильно «балансировать» и, с одной стороны, не вмешиваться в нормальные детские конфликты, а с другой, защитить, если нужно, своих детей и научить их защищать себя. Если для этого необходима помощь другого взрослого, то за ней следует обратиться — ради своей пользы и пользы тех, кому нужно научиться вести себя как следует.
Возможно, стоит отправить ребёнка в какую-нибудь секцию самообороны. Очень часто даже одной уверенности ребёнка в том, что он может себя защитить, вполне достаточно, чтобы остановить драчунов, т.к. они обычно пристают к детям, которые кажутся более слабыми и испуганными.
С уважением, Ципора Харитан
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его