Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Ципора Харитан, Дети
Шалом и хаг самеах (с праздником)! Хочу спросить вашего совета вот в чем. Я замужем, у меня бли айн а-ра, большая семья — три дочки, 11, 7 и 3 лет, и три сына. Несколько лет назад я познакомилась с молодой девушкой, баалат тшува. В то время она только-только пришла к религии, и я стала принимать ее в своем доме, учиться вместе с ней и по мере возможности помогать. Мои дети к ней очень привязались.
Но спустя некоторое время я стала замечать, что старшая дочка позволяет себе нелестные сравнения в мой адрес. Например: «Почему ты не накрасишься, посмотри, как накрашена Рахель», «Почему ты не наденешь парик, а ходишь в этом некрасивом кисуе (головном покрытии), вот какая модная прическа у Рахели». Все разговоры у нас стали вертеться только вокруг того, что интересного Рахель рассказала или сделала.
Потом мы переехали в Израиль, и общение с Рахелью свелось к редким телефонным звонкам. Я, честно говоря, вздохнула свободно. Но прошел год, и Рахель сама приехала сюда. Конечно, она зашла нас навестить, привезла девочкам подарки, игрушки, с большим энтузиазмом рассказывала об изменениях в своей жизни. И все началось сначала, дочка даже начала капризничать, что не хочет ходить в религиозную школу, а хочет учиться в обычной школе, а потом в университете, как Рахель, не хочет одеваться, как все девочки в нашем окружении, а хочет модные наряды, как у Рахели. Даже игры у нее такие, в которых она постоянно называет Рахель мамой. Вижу, что младшие к этой девушке тоже тянутся.
Меня это и сердит и обижает. Не знаю, как правильно себя вести с этой девушкой. Без повода перестать ее принимать я не могу, она друг нашей семьи. Девочки сами начинают просить позвонить Рахели, если долго не общаемся, а если отказываюсь, начинаются нытье и слезы. Объяснять девочкам что-то бесполезно, да и упрекнуть мне Рахель по сути не в чем. Но я не могу дать нашим детям ее образ жизни и не знаю, как это правильно объяснить. Спасибо за совет и хаг самеах! И.
Уважаемая И.,
Вы совершенно правы, что Ваша знакомая, Рахель, почти ни при чём в этой ситуации. Просто, видимо, Ваша старшая дочка — большая любительница эстетики. И очень много девочек такими бывают с самого раннего возраста, т.к. Б-г вложил в их души этот талант. А поэтому если Вы, не дай Б-г, не хотите, чтобы у Вас в доме сложилась неприятная ситуация, когда ребёнок считает, что красивое и притягательное находится в нерелигиозном мире, а скучное и серое — в харедимном обществе, то необходимо удовлетворить эту потребность девочки. Любая девочка очень гордится, когда мама нарядная и красивая, и этому нужно уделять время и размышление (не всегда деньги, потому что можно найти очень симпатичные вещи по очень низким ценам). Такой девочке нужно позволить выбирать нарядные в её глазах вещи, не отходя ни на йоту от требований Галахи.
Возможно, в Вашей семье на это никогда не делался упор, но если Вы не хотите, чтобы дочь начала искать красоту и радость в нерелигиозном мире, необходимо показать ей, что Вам это важно тоже и что вполне можно и нужно быть красивой, нарядной и эстетичной в рамках религиозных правил. Когда Вы начнёте уделять этому внимание, девочку перестанет тянуть «не туда» и Рахель будет ещё одной нарядной и красивой, а не единственной нарядной и красивой в её представлении. Я понимаю, что предлагаю нелёгкую работу над собой и семейной жизнью, но, к сожалению, вижу, что там, где эту работу не делают, девочки начинают удовлетворять свою НОРМАЛЬНУЮ И ЕСТЕСТВЕННУЮ потребность в красоте различными некошерными методами. А поэтому постарайтесь не убеждать её, что эстетика — это неважно. Она этого всё равно не примет. И вместе с ней начните вырабатывать стиль нарядный и разрешённый по Галахе. Желаю Вам удачи и радости от детей.
С уважением, Ципора Харитан
N.B.:
Кстати, я убеждена, что и Вы сами получите массу удовольствия от превращения в молодую красивую женщину из почтенной матроны. Сначала это очень непривычно, но постепенно женщина начинает радоваться своей женственности, а про мужа и говорить не приходится.
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его