Темы: Муж и Жена, Лея Солганик, Общение супругов, Ссоры и конфликты
Шалом! Вот случилась ссора, повздорили, наговорили друг другу лишнего. Потом остыли, как-то вернулись в сознание, поняли, что всего этого делать не стоило. Может, даже помирились худо-бедно. И самое время извиниться, но… Каждый ведь настаивает на своей правоте, каждый считает себя д’Артаньяном, который невинно пострадал, а второго партнёра — если не исчадием ада, то уж точно зачинщиком и виновником инцидента. И никто не извиняется, что снова разрушает хрупкий мир, который только-только построили. Как же быть? Кто должен извиняться? Один человек, кто виноват, или в любом случаи извиняться должны оба человека? N.
Уважаемый N.!
Кто должен извиняться? Тот, кто виноват, или оба?
Я понимаю из Вашего письма, что вы оба знаете: не стоило начинать эту ссору. И поэтому вы оба, безусловно, мечтаете и простить другого, и получить его прощение, только вот попросить об этом словами — безумно сложно. Мешает самолюбие и гордость, мешают вросшие в подсознание образы из красочного книжно-киношного мира (далекого от действительности), да и общественное мнение тоже «магнитит» человека оставаться на своей позиции — очень оправданной со всех сторон.
Поймите, что Вы сейчас находитесь на своей сугубо личной территории, в ваших отношениях в семье Вы являетесь и автором сценария, и постановщиком, и исполнителем, и даже директором картины, который решает все всплывающие проблемы и принимает разумные дипломатические решения. Вот только никаких зрителей, аплодисментов, премий и славы или, наоборот, критики, осуждения, свиста не будет. Приятная атмосфера в семье и является наглядным подтверждением правильности выбранного Вами решения.
По атмосфере, царящей в доме, Вы можете понять, насколько эффективно для вас двоих была разрешена ситуация, и, если счастьем пока не пахнет, надо искать другой путь, и неважно, что кто-то где-то может понять это как Вашу слабость.
На самом деле всем — и знакомым, и д’Артаньянам — не до Вашей семьи, кроме вас двоих никто не сможет вам помочь. Поэтому наслаждаться своей правотой, видя потухающие отношения, ни в коем случае не стоит. Есть такой известный призыв, обращенный к водителям: «На шоссе не будь прав — будь умен». Этот призыв актуален и в других сферах, в том числе — в семье. Каждый из вас совершенно прав, но сейчас настало время быть умными. Уступить в своей правоте, смириться и уступить...
Чтобы облегчить себе этот шаг, можно не бежать первым извиняться, а принять извинения другого, даже когда тот не извинялся... Жизнь — она не черно-белая, и люди — не праведники/грешники. Если человек не попросил конкретно: «Прости, я виновен, я обещаю, что никогда...», это не значит, что он не сожалеет о своем поступке. Просто надо понять, что просить прощения — это тяжелая работа и далеко не все решаются на это, хотя очень хотели бы. Важно отучиться от максимализма в наших требованиях и ожиданиях от людей, особенно, от самых близких. Это облегчит всю жизнь.
Стоит, как бы, слезть с дерева, на которое высоко залезли, и перестать ожидать, что другая сторона изменится и на коленях приползет. Приглядевшись, можно увидеть, что другая сторона это «прости» неоднократно сказала своим поведением и отношением к Вам. Часто люди после ссоры спешат сделать что-то нужное, полезное, бегут в магазин, начинают что-то чистить и складывать, чинить или мыть посуду. Это и есть их крик: «Прости! Я виноват, я сожалею, не знаю, как высказать...»
Часто бывает, что «виноватые» просто нормально контактируют, как ни в чем не бывало, а на самом деле выражают так свою просьбу о прощении и желание конструктивных отношений — своим обычным поведением, не держа обиду, не продолжая когда-то начатую ссору. Если люди учатся принимать это как извинение и прощать — и перестают обиженно ожидать чего-то грандиозного, и выходят на нормальный контакт, это и есть примирение. И оно дает положительную энергию и вдохновение продолжать вкладывать в строительство отношений.
Впоследствии, когда мир восстановится, все-таки стоит выразить сожаление о случившемся, произнести слова извинения. Если Вы это сделаете первым, это сделает Вас не слабаком, а сильным человеком, и Ваша жена постарается взять с Вас пример, поступить так же. А в ссорах обычно оба совершенно правы, значит, оба виноваты. И неважно, кто начал, кто продолжил, кто сколько вылил злости — все равно для каждого участника ссоры было очевидно, что второй не прав, поэтому каждому стоит просить прощения и простить другого. После того, как, наконец, получится прийти к словесному извинению, стоит сразу же сделать вместе что приятное или полезное для вас обоих. Так положительным физическим действием закрепляется наш душевный подъем.
С уважением, Лея Солганик
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его