Темы: Муж и Жена, Лея Солганик, Общение супругов, Ссоры и конфликты
Шалом! Вот случилась ссора, повздорили, наговорили друг другу лишнего. Потом остыли, как-то вернулись в сознание, поняли, что всего этого делать не стоило. Может, даже помирились худо-бедно. И самое время извиниться, но… Каждый ведь настаивает на своей правоте, каждый считает себя д’Артаньяном, который невинно пострадал, а второго партнёра — если не исчадием ада, то уж точно зачинщиком и виновником инцидента. И никто не извиняется, что снова разрушает хрупкий мир, который только-только построили. Как же быть? Кто должен извиняться? Один человек, кто виноват, или в любом случаи извиняться должны оба человека? N.
Уважаемый N.!
Кто должен извиняться? Тот, кто виноват, или оба?
Я понимаю из Вашего письма, что вы оба знаете: не стоило начинать эту ссору. И поэтому вы оба, безусловно, мечтаете и простить другого, и получить его прощение, только вот попросить об этом словами — безумно сложно. Мешает самолюбие и гордость, мешают вросшие в подсознание образы из красочного книжно-киношного мира (далекого от действительности), да и общественное мнение тоже «магнитит» человека оставаться на своей позиции — очень оправданной со всех сторон.
Поймите, что Вы сейчас находитесь на своей сугубо личной территории, в ваших отношениях в семье Вы являетесь и автором сценария, и постановщиком, и исполнителем, и даже директором картины, который решает все всплывающие проблемы и принимает разумные дипломатические решения. Вот только никаких зрителей, аплодисментов, премий и славы или, наоборот, критики, осуждения, свиста не будет. Приятная атмосфера в семье и является наглядным подтверждением правильности выбранного Вами решения.
По атмосфере, царящей в доме, Вы можете понять, насколько эффективно для вас двоих была разрешена ситуация, и, если счастьем пока не пахнет, надо искать другой путь, и неважно, что кто-то где-то может понять это как Вашу слабость.
На самом деле всем — и знакомым, и д’Артаньянам — не до Вашей семьи, кроме вас двоих никто не сможет вам помочь. Поэтому наслаждаться своей правотой, видя потухающие отношения, ни в коем случае не стоит. Есть такой известный призыв, обращенный к водителям: «На шоссе не будь прав — будь умен». Этот призыв актуален и в других сферах, в том числе — в семье. Каждый из вас совершенно прав, но сейчас настало время быть умными. Уступить в своей правоте, смириться и уступить...
Чтобы облегчить себе этот шаг, можно не бежать первым извиняться, а принять извинения другого, даже когда тот не извинялся... Жизнь — она не черно-белая, и люди — не праведники/грешники. Если человек не попросил конкретно: «Прости, я виновен, я обещаю, что никогда...», это не значит, что он не сожалеет о своем поступке. Просто надо понять, что просить прощения — это тяжелая работа и далеко не все решаются на это, хотя очень хотели бы. Важно отучиться от максимализма в наших требованиях и ожиданиях от людей, особенно, от самых близких. Это облегчит всю жизнь.
Стоит, как бы, слезть с дерева, на которое высоко залезли, и перестать ожидать, что другая сторона изменится и на коленях приползет. Приглядевшись, можно увидеть, что другая сторона это «прости» неоднократно сказала своим поведением и отношением к Вам. Часто люди после ссоры спешат сделать что-то нужное, полезное, бегут в магазин, начинают что-то чистить и складывать, чинить или мыть посуду. Это и есть их крик: «Прости! Я виноват, я сожалею, не знаю, как высказать...»
Часто бывает, что «виноватые» просто нормально контактируют, как ни в чем не бывало, а на самом деле выражают так свою просьбу о прощении и желание конструктивных отношений — своим обычным поведением, не держа обиду, не продолжая когда-то начатую ссору. Если люди учатся принимать это как извинение и прощать — и перестают обиженно ожидать чего-то грандиозного, и выходят на нормальный контакт, это и есть примирение. И оно дает положительную энергию и вдохновение продолжать вкладывать в строительство отношений.
Впоследствии, когда мир восстановится, все-таки стоит выразить сожаление о случившемся, произнести слова извинения. Если Вы это сделаете первым, это сделает Вас не слабаком, а сильным человеком, и Ваша жена постарается взять с Вас пример, поступить так же. А в ссорах обычно оба совершенно правы, значит, оба виноваты. И неважно, кто начал, кто продолжил, кто сколько вылил злости — все равно для каждого участника ссоры было очевидно, что второй не прав, поэтому каждому стоит просить прощения и простить другого. После того, как, наконец, получится прийти к словесному извинению, стоит сразу же сделать вместе что приятное или полезное для вас обоих. Так положительным физическим действием закрепляется наш душевный подъем.
С уважением, Лея Солганик
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков был вынужден бежать от Эсава. В пророческом сне он увидел ангелов, которые поднимались на небо по лестнице. Что испугало праотца?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением.
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Эльяким Залкинд
Почему Яаков побоялся подниматься по лестнице?
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Леви Гдалевич
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»