Темы: Ципора Харитан, Муж и Жена, Депрессия, Взаимопонимание, Беременность
Добрый день и Ханука самеах! В этот праздничный для всех евреев (и для меня когда-то) вечер я сижу и отчетливо понимаю: было время, когда я хотела быть религиозной, а теперь настало время, когда я хочу быть просто счастливой… С мужем мы женаты 6 лет, растет дочка, и вот-вот на свет появится второй ребеночек. Дома нет тепла. Вообще. Есть религиозный диктат, религиозный фанатизм и ужасный страх мужа, что дочка вырастет нерелигиозной. Так, на моем втором месяце беременности, когда я ужасно себя чувствовала, продолжая при этом работать, мужу кто-то сказал, что у дочки недостаточно длинные гольфы. Он два дня пил мою кровь, обвинял, что из-за меня она вырастет нерелигиозной, что он ошибся, выбрав меня (что я сама недостаточно религиозна, а дочка выйдет вообще нерелигиозной), звонил на работу (выяснять тему гольфов), дома поджидал. Я ревела, как белуга, даже на работе, не могла остановиться. Я боялась, что что-то случится с беременностью, а он пожимал плечами и говорил, мол, конечно, ты должна доносить, но и второй ребенок наверняка тоже будет нерелигиозным (старшей дочке 5 лет, на любой ее отказ сказать браху (благословение) на пищу, сделать нэтилат ядаим (омовение рук) и т.д. он впадает в панику и говорит, что, вот видишь: она УЖЕ нерелигиозная, а что будет дальше? Меня от этого начинало трясти, говорила: главное, что здоровая, а он: ах, так ты не хочешь, чтобы дети были религиозными??? Он все видит через призму религии и только. Я тогда хотела снять угол нам с дочкой и просто съехать от него — если в обычном состоянии мне эти приступы паники и диктат легче даются, то в беременном состоянии я не могла его видеть просто… Но я в стране одна и просто ни практически, ни финансово не выкрутилась бы. Идея о съеме жилья отпала… Он постоянно сравнивает дочку с другими детьми (не ей в лицо, а мне — и на том спасибо), а меня — с другими женами в плане более тщательного соблюдения. Его ребенок — не его кровинка, которая ЕГО, даже если он ни капли не религиозный (хас вэ-халила и Ашем йерахэм — не дай Б-г), не в ту компанию попал или еще что-то. Его ребенок — это носитель религии, просто с фамилией мужа, как-то так… И про ребенка, что должен родиться, он мне уже сказал: если я собираюсь его сделать нерелигиозным — лучше развестись, он забудет меня и детей (и алименты платить не будет, и вообще их знать не будет — это он сам он сказал), зачем ему нерелигиозные дети? Дома нет тепла и любви, нас обеих рассматривают под микроскопом на предмет тщательности соблюдения. Плюс к этому, он постоянно психует. Например, дочка нетилат ядаим отказалась сделать — взял и перевернул ее натлу (сосуд для омовения) на пол. От психа. Правда, потом извинился, но дочка этот случай помнит. Плюс крайняя степень безответственности. За семью он не в ответе. На все ответ: но ТЫ же не сделала (не узнала, не спросила, не позаботилась и т.д.). Постоянно за каждым чихом бегает к своей маме (благо, она живет рядом и никогда не отказывает ему). Я устала. Замужем как ЗА мужем себя никогда не чувствовала и не чувствую. Так и соблюдать не могу уже, ибо должна на определенном уровне, а если «недо-» — то всё…. Есть желание соблюдать на уровне масоратит («уважающей Традицию» — самые добрые из всех течений и далекие от фанатизма люди), но кто ж мне даст? Я в ловушке и обязана… При этом ни любви, ни ответственности не вижу ни я, ни ребенок. Спасибо, что выслушали, и извиняюсь за сумбурность. N.
Уважаемая N.,
Глубоко сочувствую Вам в этой ситуации. Ничего общего с религией она не имеет. Либо Ваш муж очень начинающий бааль тшува, что не получается по срокам вашего брака, либо он страдает неврозом навязчивых состояний (כפייתיות). В этом случае человек действительно бывает настолько помешан на идеях, что рассматривает людей как объекты для воплощения этих идей. Поэтому, если есть какой-нибудь религиозный знакомый, имеющий влияние на мужа (лучше всего — раввин в синагоге или кто-то в этом роде), попробуйте рассказать ему всю эту ситуацию и попросите его уговорить мужа обратиться вместе с Вами к семейному консультанту для того, чтобы научиться воспитывать детей в религиозном духе. Думаю, любой консультант заметит, что тут имеется «сдвиг по фазе», и будет разговаривать и действовать соответствующим образом (только консультант должен быть профессиональный, а не раввин или рабанит, которые этим занимаются любительски). Если же такой возможности не существует, скажите мужу, что подаете на развод, а в раввинате опишите ситуацию и требуйте, чтобы вас направили на шлом-байт (к специалисту, который помогает супругам достичь семейного мира). При таком требовании, даже с одной стороны, обычно направляют в обязательном порядке, а тогда, опять-таки, есть шанс, что вы попадете к профессионалу. Без профессиональной помощи здесь продержаться невозможно, ведь с тем же успехом это могут быть не «религиозные» требования, а требование стерильной чистоты и порядка или еще какая-нибудь навязчивая идея. Поэтому не оставайтесь в этой ситуации. Если Ваш муж получит профессиональную помощь, жизнь вполне может нормализоваться, а без нее ситуация будет только ухудшаться.
Желаю найти в себе силы решиться на необходимые шаги и изменить положение раньше, чем придется бежать из дома.
С уважением, Ципора Харитан
Читайте: полный обзор по теме Алименты.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»
Зло не является постоянной материей. После прихода Машиаха оно исчезнет. Но пока что наша цель — противостоять злу при помощи добрых дел.
Рав Арье Кармель
Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Око за око, зуб за зуб... Как подобному проявлению жестокости может быть место в Б-жественной книге? Где всепрощающее милосердие и охватывающее весь мир добро?
Рав Натан Агрес
Рав Барух Лехт
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Берл Вайн
В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..
Рав Арье Кармель
...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.
Рав Моше Пантелят
Рав Ефим Свирский
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Для праведников существует много путей искупления