Темы: Муж и Жена, Роли супругов, Уважение, Взаимопонимание, Ита Минкина, Общение супругов
Здравствуйте, Пурим самеах! Недавно прочла ответ рава Кушнира женщине, которая старается привлечь своего мужа к иудаизму. Там очень точно замечено, что мужчина не любит, когда его куда-то «тащат», хочет сам принимать решения, хорошо реагирует на похвалу и т.п. Мой вопрос вот в чем. У нас немножко другая ситуация, мы с мужем параллельно пришли в иудаизм, так что никто никого не тащит. Но несколько лет назад появились у мужа его (собственные!) проекты. Например, он учится петь у кантора, в небольшом самодеятельном хоре (но проблема в том, что он не знает и не хочет учить ноты, поэтому любую мелодию надо учить со слуха). У нас недалеко от дома есть небольшая община хабадского шалиаха. Муж очень любит там говорить двар Тора, его с удовольствием слушают. Еще он увлекается историей, и время от времени я записываю какие-то кусочки его статей (которые никогда не заканчивает). Вопрос состоит в том, что муж часто стал обращаться ко мне за помощью в этих делах: спеть с ним, подсказать, что говорить в двар Тора, доработать и оформить статью. Но когда я начинаю помогать так, будто это мой коллега или ученик (я преподаватель), естественно, у мужа интерес пропадает. Можно сделать вывод, конечно: он хочет просто тепла, внимания и восхищения, а не конкретной помощи. Но я вижу, что конкретная помощь действительно нужна, и я могла бы (и хочу) ее дать, потому что я хочу, чтоб он был успешным. С другой стороны, мне кажется, что, если я буду только им восхищаться и ждать его вопросов, и хвалить их и т.п., отношения будут прекрасные, но фактическое дело (которое он, конечно, хочет сделать), не будет сделано. Это будет как урок английского с пятилетним ребенком, в игре и стишках. А мне кажется, наоборот, я должна дать как бы «интенсивный курс». Подскажите, как тут себя вести. Спасибо. N.
Уважаемая N.,
Спасибо за Ваш вопрос, он возникает у многих женщин, особенно, специалистов в своей области. И Вы не случайно привели ответ рава Ашера Кушнира в качестве примера, потому что у Вашего вопроса много общего с вопросом той женщины. Только там женщина тащит мужа в иудаизм, а здесь — «тащит» в профессиональном плане… Но результат, как правило, один — у мужчины пропадает интерес и всякая инициатива. Так что можно (в шутку) вывести общее правило: инициатива мужа обратно пропорциональна инициативе жены…
Как же быть, спросите Вы, ведь Вы хотите помочь любимому человеку… Вы пишете: «С другой стороны, мне кажется, что, если я буду только им восхищаться и ждать его вопросов, и хвалить их и т.п., отношения будут прекрасные, но фактическое дело (которое он, конечно, хочет сделать), не будет сделано».
Давайте вдумаемся в Ваши слова: даже если Вы будете только восхищаться, одно практическое дело будет сделано, и сделано прекрасно — это ваши отношения с мужем! Это раз.
А два: о понятии «интенсивный курс» с женой-преподавателем лучше забыть… Потому что, преподавая мужу, жена превращается в специалиста, в знающего человека и этим подавляет мужа… И у него пропадает желание учиться, и к жене, такой умной и знающей, отношение немного портится…
Как же быть? Самое простое и самое, наверное, правильное — остановиться на уровне восхищения. Но наверняка Вас это не удовлетворит, судя по письму, Вы человек практичный и стремитесь к конкретному осязаемому результату.
Тогда Вам придется идти длинным путем, но он больше всего себя оправдает.
Как преподавателю Вам, конечно, известно понятие «наводящие вопросы». То есть Вам стоит себя вести как мудрый и осторожный советник по отношению к президенту — инициатива всегда исходит от него, а Вы только готовите почву…
ВОСХИЩЕНИЕ
НЕБОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА
ВОСХИЩЕНИЕ
То есть, сначала выскажите восхищение, потом кратко отметьте то, что нуждается в доработке («вот только тут чуть-чуть…»), и снова восхищение.
Возможно, эта мысль покажется Вам дикой, но иногда лучше заплатить деньги другому профессионалу-преподавателю, чтобы он обучал мужа, чем учиться у жены. И отношения не пострадают, и — что поделаешь! — у другого преподавателя муж будет более прилежным учеником…
Жене, конечно, хочется, чтобы муж был успешнее, она хочет как лучше. Но жене, преисполненной самых благих намерений, иногда нужно наступить на горло собственной песне… Дабы… остаться Женщиной — милой и желанной, а не превратиться в учительницу или маму, от которой хочется «удрать» потому, что она опять напоминает ему, что он недостаточно прилежно выучил уроки…
Поэтому профессиональные знания — не всегда жезл, часто это… испытание. Испытание — не повредит ли профессионализм жены ткань отношений между супругами — ткань отношений Мужчины и Женщины, когда мужчина дает, а женщина принимает. С благодарностью и любовью.
Желаю Вам много счастья и веселого и кошерного Песаха.
С уважением, Ита Минкина
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
«Оцарот»
Когда Яаков отправил своих слуг с подарками для Эсава, он несколько раз повторил одну и ту же фразу. Яаков боялся, что его неправедный брат сделает слуг своими рабами, и они не смогут служить Творцу.
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?