Темы: Воспитание детей, Ципора Харитан, Муж и Жена, Дети от первого брака
Здравствуйте, уважаемые семейные консультанты! Наша ситуация: религиозная семья, двое маленьких детей, общих. У мужа за плечами — первый брак, четверо детей от бывшей жены.
С совершеннолетними детьми вопросов нет — они сами с отцом не общаются, поэтому в дом не приходят. Особые отношения у мужа с одной дочерью от первого брака, ей 17 лет, самая любимая его дочь.
Но проблема в том, что мы немного конфликтуем — она очень любит прийти к нам и говорить, что это её дом. Что её мать имела право на этот дом (но не стала делить имущество, потому что на момент покупки уже была с мужем в разводе). Указывает, как мне и что делать, часто употребляет фразу «закрой рот» и тому подобные.
Муж просит молчать, но я не могу — почему меня задевать можно, а я ещё и отвечать не имею права? Предложила ему альтернативу, которая устроит всех: пусть дочь приезжает, он её отец, она имеет право к нему приезжать. Но я на этот момент буду дом покидать — одна или с детьми, в зависимости от обстоятельств.
Но его не устраивает, он обязательно хочет посадить нас за один стол! Говорит, хочет, чтобы все дружили и жили в мире и чтобы я уступала. А она любит, когда отец не слышит, шёпотом говорить угрозы и гадости, спекулируя тем, что она любимица папы и он всё равно примет её сторону.
Мой вопрос: как всё-таки следует поступить? И какие галахические аргументы можно привести (потому что мои чувства в данной ситуации для него не аргумент)? Лучше нам не пересекаться вообще, или же я плохая жена и должна исправиться и подчиняться мужу неукоснительно (о чем я слышу часто, ибо муж путает иудаизм с исламом)? N.
Уважаемая N.,
К сожалению, единственный вариант, при котором можно сохранить нормальные отношения в Вашей семье, — это обращение к раввину или религиозному семейному психологу, который смог бы объяснить Вашему мужу, что его дочь должна относиться к Вам с уважением, а этого уважения от нее должен добиваться папа. А не Вы должны терпеть оскорбления с ее стороны.
Компромисс, который Вы предлагаете, — уходить, когда дочь приходит, — это и так огромная уступка с Вашей стороны. И, если муж этого не хочет видеть и признавать, то никак в обязанности хорошей жены не входит терпеть унижения и оскорбления — ни от мужа, ни от его родственников, как я Вам уже писала в ответе на одно из Ваших предыдущих писем.
Любой психолог, даже нерелигиозный, скажет, что девушка позволяет себе манипуляции, цель которых — разрушить ваш брак. А молчание отца подливает горючее в двигатель ее поведения.
Поэтому скажите мужу, что Вы готовы идти и консультироваться с любым понимающим религиозным специалистом или уходить на время визитов дочери, но Вы ни в коем случае не обязаны мириться с ее поведением.
Возможно, если бы вы жили под одной крышей, я бы Вас уговаривала в каких-то вещах уступать ради того, чтобы помочь ей примириться с Вашим существованием. Но, так как вы живете раздельно, нет ни малейшей причины это терпеть, потому что это ни в коем случае не является способом создать «одну большую любящую семью». Что в данном случае невозможно и по галахическим причинам.
С уважением и пожеланием добиться от мужа согласия на семейные консультации, Ципора Харитан
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Авраам Коен
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Авраам Коэн
Именно здесь, в Иорданской долине, напротив города Йерихо, еврейский народ под руководством Йеошуа Бин-Нуна вошел в землю Израиля после сорокалетнего блуждания по пустыне.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.