Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
В этой главе Тора рассказывает об особом виде злого начала человека – о "ецер ара" верующих людей. Редко бывает, чтобы "ецеру" удалось соблазнить еврея сделать преступление широко известное, дать волю низменным страстям и инстинктам -- ведь все знают, что это нельзя, кто же его послушает. С такими людьми злое начало обычно разговаривает на другом языке. Самую большую гадость оно представляет в виде величайшей мицвы, и, ослеплённый, человек способен пойти на большие преступления, будучи убеждён, что совершает угодное Б-гу дело, служит Ему. Никто не причинил евреям столько несчастий, сколько Корах и его сторонники. Ни один враг, ни одно другое преступление (даже грех золотого тельца!) не погубило столько тысяч жизней, не раскололо весь наш народ, поставив под угрозу его существование, как бунт Кораха. Но при этом эти люди были убеждены, что отстаивают справедливость и равноправие, чтобы все евреи были святы и близки с Б-гом без Моше и Аарона, которые, якобы, узурпировали власть и лишают остальных личной связи со Всевышним. На самом деле, как мы знаем, Корахом двигала элементарная зависть, личная обида за то, что его обошли, назначив на должность наси Элицафана бен Узиеля. Но он не признался в этом даже себе, уверяя всех, что они воюют за правду, за высокие, светлые идеалы.
Что же делать, как спастись от "еврейского ецера", не дать ему обмануть себя? Во-первых, и это самое главное, нужно молиться. О всех своих делах нужно молиться и просить у Б-га помощи и не надеяться справиться самому, обойтись без Него, не дай Б-г. Так молился наш отец Яков: "Спаси меня, пожалуйста, от моего брата, от Эйсава". Объясняет "Кдушат Леви", что это значит "спаси, чтобы никогда "Эйсав" не казался мне братом". Во-вторых, по всем важным вопросам полезно спрашивать совета у других, особенно у праведников и мудрецов Торы, действительно ли это мицва -- то, что ты собираешься сделать. В-третьих, если речь идёт, как в случае с Корахом, о "махлойкес" – конфликте, открытой борьбе с определёнными людьми, нужно проверить, что тобой движет: личное отношение или действительно принцип и высокие цели. Мишна в трактате Авот говорит, что бывают споры во имя Небес, которые несут благословение, -- такие, как споры школы Шамая и школы Гилеля. Каждый, открывающий еврейские книги, встречался со множеством споров этих школ. По многим вопросам Торы их подходы были противоположны настолько, что, по образному выражению, получалось как-будто две Торы в Израиле. Споры эти длились много лет, и прекратились только после открытого вмешательства со стороны Небес, когда Голос возвестил, что Закон устанавливается согласно мнению школы Гилеля. Сообщает нам трактат "Явамот", что хотя подходы были различны и они отстаивали своё понимание истины, никогда эти споры не переходили на личное. Мудрецы школы Шамая и школы Гилеля заключали совместные браки и имели общие семьи. При этом они честно предупреждали друг друга, что по нашему мнению данный брак это мицва, а по вашему запрещён, и ребёнок, рождённый в нём мамзер. Также они встречались между собой и ели за одним столом, оговаривая, что для нас это чисто, а для вас нечисто и запрещено. Они абсолютно доверяли друг другу. Если ты хочешь развязать конфликт и начать борьбу с определёнными людьми, нужно проверить спор ли это во имя Небес, как у школ Шамая и Гилеля, или за высокими намерениями скрываются личные интересы и обиды. В-четвёртых, можно проверить себя следующим образом. Сравнить "мицву", которую ты хочешь сделать, с заповедями бесспорными: тфилин, цицит, Шабат, изучение Торы, молитва. Сила желания человека выполнить мицву Творца одинакова по отношению ко всем заповедям. Если к этой "мицве" тебя тянет почему-то больше остальных и ты увлечён сверх меры – это тревожный сигнал, что-то здесь не так. Пусть Б-г поможет нам всегда видеть правду и жить по правде!
В ответ на претензии Кораха Моше предложил устроить испытание и принести воскурения. Но почему он отложил это на завтра? Во-первых, пишет Раши, для того, чтобы дать им одуматься. С любыми сумасшедшими идеями нужно переспать ночь. На утро человек становится холоднее и осмотрительнее. Творец Один и Тора одна, и Первосвященник один. Не могут двести пятьдесят человек претендовать на одно место -- это безумие и самоубийство. Во-вторых, если человек провёл день, как следует, в страхе перед Б-гом, ночь очищает его душу и на утро он встаёт очищенным и может правильно оценить ситуацию. Почти все глупости и преступления совершаются поздно ночью, редко бывает, чтобы рано утром, когда мир чист и мысли чисты, было бы возможно что-то подобное. Но для этого нужно вечером пойти спать. Эти же люди буянили всю ночь, опьяняя себя лживыми речами, и после такой ночи явились к Храму. Совет Моше Рабейну не помог.
Наиболее страшное наказание понесли Датан и Авирам. Оба их рода, вместе с женщинами и маленькими детьми, поглотила земля. Почему их постигло такое наказание, и в чём вина этих детей? Рабейну Бехаи раскрывает нам здесь тайну Торы. Все эти души пришли в мир уже в третий раз. В первый раз они входили в поколение строителей Вавилонской башни, во второй они были среди жителей Сдома, которые штурмовали дом Лота и были поражены слепотой. Поэтому Датан и Авирам говорят о возможности выколоть им глаза, подсознательно вспоминая о том, что было когда-то. Так что счёт с этими людьми особый и Суд над ними другой.
Из рассказов о праведниках
Когда Адмору рабби Нухемче из Рахмистривки זצק''ל, זי''ע рассказали о новом изобретении "аэроплан", он откликнулся так: "Да, сегодня всё модернизуется, даже "ецер ара". Раньше ему нужно было тяжело работать, чтобы соблазнить человека, а сегодня "прогресс" пришёл ему на помощь. Если ему удаётся развязать в городе конфликт, то весь город сразу целиком попадает в его сети". Однажды в дороге у реб Нухемче сломалась карета, и ему пришлось заночевать в одном городе. На утро он сказал, что не может быть, чтобы Всевышний привёл его в этот город просто так, он для чего-то здесь нужен. Поэтому он послал габая узнать, что в городе слышно. Габай вернулся и сказал, что в городе много лет длится тяжёлый конфликт. Большинство всеми силами пытаются заменить руководителя общины, который удерживает власть уже много лет и дело доходит до ужасных вещей. Ребе позвал руководителя и начал уговаривать его добровольно оставить власть, ведь люди его не хотят. Тот признался, что всё понимает, но не может оставить должность. В общественных обязанностях вся его жизнь. Он чувствует, что если лишится своей работы, то просто умрёт. Тогда Ребе напомнил, что мы говорим в "Шма Исраэль" "всей душою" – значит, нам заповедано, если надо, пожертвовать ради Всевышнего даже жизнью. В конце концов, руководитель согласился, но сказал, что это будет стоить ему жизни. Конфликт закончился, и, разумеется, он остался жить.
Агит Шабос, Яков Доктор. 057-3199742
Теги не заданы