Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если не я для себя, то кто для меня? Если я только для себя, то что я? Если не теперь, то когда же?»Пиркей Авот 1, 14

Шлах

Отложить Отложено

Каждого, кто приезжает в Израиль, поражает ненормальное отношение местных евреев к своей стране. Ни в одной стране и ни у одного народа такого нет. Везде совершенно естественно, что землю, на которой живут, никогда, ни за какие деньги не отдают. Это просто и понятно, и не вызывает вопросов. Только в нашей стране, как мы знаем, всё не так, всё сложно, парадоксально и противоестественно. Из нашей недельной главы Торы мы узнаём, что такое отношение к Земле Израиля имеет глубокие корни. Всевышний вывел евреев из Египта, вступил с ними в Союз, даровав им Тору, и повёл их в Свою землю – ту землю, которую обещал им и их отцам. Казалось бы, что может быть проще и естественнее, чем войти, отвоевать и поселиться на этой земле. Но нет, мы читаем, что евреи пытаются обмануть Моше, прося послать вначале разведчиков, якобы для того, чтобы выяснить, где жители Кнаана прячут свои сокровища, как объясняет "Ор Ахаим". Моше удовлетворяет их просьбу, он посылает лучших из лучших, но сердце его неспокойно, чем всё это закончится, тем более, что и Всевышний ему намекает, что здесь не всё  гладко. Поэтому он молится, прося за своего лучшего ученика Йеошуа, чтобы он устоял перед возможным заговором разведчиков. Дальнейшие события хорошо известны. То, что для других просто и естественно, у евреев оказалось совершенно не так. Объяснение всему этому в одном. Везде, где есть святость, есть и сильнейшее сопротивление ему, которое мешает и путает. Служение Всевышнему, мицва, по определению, не может идти гладко и легко. В жизни русских в России или китайцев в Китае этой святости нет, их отношения со своей страной естественны и просты. Для еврея жить в Земле Израиля - это мицва. И потому всё  сложно, не так, как у других. Рассказывают, что святой праведник рабби Исруэль из Рижина однажды затеял построить синагогу. Необходимые средства были собраны и строительство началось. Вдруг Ребе велел всё прекратить и собранные деньги раздать. Так недостроенное здание простояло долго, пока Ребе не начал опять собирать деньги, чтобы возобновить строительство. Когда синагога была построена, наконец, он объяснил, что "увидел, что всё идёт почему то слишком гладко. Когда выполняешь мицву, особенно мицву большую, так не бывает. Значит в этом действии что-то не так и строительство лучше прекратить".

            Безусловно, пребывание в Эрец Исраэль было для разведчиков большим испытанием. Мы видим, что Йеошуа выдержал его благодаря молитве своего учителя Моше, а Калев бен Ефуне  -- благодаря молитве в Хевроне, на могиле праотцов. В чём причина падения разведчиков, в чём корень их ошибки? Комментаторы объясняют это по-разному. Рабби Леви Ицхок из Бердичева говорит, что всё дело в отношении к цели разведки. Они должны были бы понять, что Моше послал именно их, мудрецов и праведников, а не просто умелых шпионов, для того, чтобы, войдя в Святую Землю, они молились и учили здесь Тору. Это должно пробудить скрытую святость Земли Израиля, и она сама возжелает, чтобы её дети вернулись к ней. Тогда все препятствия будут легко преодолены и соединение Израиля и Земли Израиля произойдёт естественным путем. Поэтому, описывая цель их похода, Тора использует слово "латур" – от слова Тора. Но разведчики свели свою задачу к примитивной: просто смотреть страну, её потенциал, ландшафты и жителей, и решить, что целесообразней --  поселиться здесь, или что-то иное. Материальное, поверхностное отношение всё испортило.

            К этой истории Тора возвращается ещё раз. В главе "Ваэтханан", в Книге Дварим,  Моше пересказывает её поколению входящих в Землю Израиля. Мы видим, что не сам отказ войти в Землю был преступлением. Как те, кто отказался идти и плакал в ночь 9 Ава, так и те, кто вопреки предостережению, вошёл в неё, были наказаны. Главное  в том, делать ли то, что хочет Б-г, или то, что сам человек считает  правильным. И те и другие бунтовали своим действием против Творца, хотя делали разное.

Посылать вначале разведчиков – это тактика, которая может принести успех. Из Афтары мы узнаем, что и второй раз перед вхождением в Землю евреи послали разведчиков, которые прекрасно справились со своей задачей. Почему первые разведчики потерпели неудачу, а вторые -- нет, в чём разница между ними? Объясняет "Сфат Эмес", что секретом успеха вторых разведчиков был "битуль", умение отложить в сторону всё личное и сосредоточиться на мицве --  воле того, кто тебя послал. Пинхасу и Калеву, конечно, было очень неприятно находиться в доме такой женщины как Рахав. Но они пошли на это, потому что так надо. Этого свойства не хватало разведчикам первым. Говорит "Сфат Эмес", что все мы в этой жизни "посланцы мицвы", наша душа послана сюда с определенной целью. От умения быть верным посланцем и делать именно то, что надо, зависит секрет нашего  истинного успеха в жизни.

            Самое большое наказание для человека – это позволить ему делать то, что его злое начало желает. Именно так было наказано поколение пустыни. Не хотите в Эрец Исраэль? -- Не надо, живите так. Эти люди прожили страшные 38 лет, бессмысленно прозябая в пустыне. Живя так, как они хотели, люди смогли убедиться, насколько это страшно --  жить без Б-га, без цели и смысла, просто так, на всём готовом.

            Закончив длинный рассказ о наказаниях поколению пустыни, Тора сразу продолжает обучать заповедям, которые войдут в силу  в Эрец Исраэль. В этом важный урок для нас: возвращаться к Торе. Чтобы ни произошло, после любой неудачи и падения,  -- назавтра Тора, каждый день, -- так же, как всегда. В этом весь еврей!

История чудесного спасения крупнейших ешив Польши в годы Второй мировой войны широко известна. Среди множества иностранных граждан в городе международной торговли Шанхае благополучно пережили войну несколько сотен учащихся польских ешив. Неоднократные попытки немцев заставить своих японских союзников выполнить обязательства перед ними и осуществить немедленное решение еврейского вопроса ни к чему не привели. Идея искать и истреблять каких-то евреев была им совершенно чужда и непонятна. Однажды японцы всё-таки решили созвать совещание по еврейскому вопросу, куда пригласили представителей евреев. Им был задан один вопрос: что немцы от вас хотят. Еврейские представители говорили разное, но Ребе из Амшинов זצ"ל ,бывший среди них, ответил следующее: "Несмотря на то, что мы уже много столетий живём в Европе, немцы не могут простить нам наше азиатское происхождение". Японцы возмутились и сказали, что этого не может быть, Германия цивилизованная, культурная страна и такой расизм не может быть присущ ей. На это Ребе напомнил, что в начале тридцатых годов, когда один известный деятель немецкой культуры женился на японке, на него яростно обрушилась пресса, обвиняя в осквернении чистоты "арийской расы". Один присутствующий японский профессор сказал, что историю эту он помнит, у него даже хранится подшивка  газет того времени. Вопрос закрыли, и евреи благополучно пережили войну.

                               Агит Шабос, Яков Доктор,                                              

Теги не заданы