Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
"И не было пророка в Израиле, как Моше". Мидраш говорит, что в Израиле не было, но у народов мира был, и это Билам. Получается, что злодей Билам -- антипод Моше Рабейну, Моше пророк евреев, а Билам пророк народов мира. Рамбан доказывает, что такое понимание этого Мидраша неправильное. Билам по-настоящему никогда не был пророком, в дальнейшем Тора именует его Билам-колдун. Всё, что знал и умел этот человек, было достигнуто колдовством. Всевышний заговорил с ним только ради евреев. Для того, чтобы у народов мира не было возможности утверждать, что если бы у них был свой пророк, знающий Творца, они тоже бы изменились и стали бы служить Всевышнему, Б-г выделил одного из них, самого выдающегося в своей области, Билама, и сделал его пророком. В нашей главе мы видим, как постепенно Всевышний открывается ему: вначале во сне, потом наяву, через ангела. Постепенно Он поднимает его всё выше, пока тот не достигает ясности видения и силы, подобной ясности и силе Моше. Благословения, полученные от Билама в том состоянии, обладают особой силой и служат нам до сих пор. После этого Билам падает и возвращается в своё нормальное состояние – колдун и шаман. Именно так можно объяснить, как это Билам, злодей, полный мерзости и скверны, сожительствующий со своей ослицей, стал вдруг пророком, с которым разговаривает Сам Всевышний. Творец использовал его как инструмент для благословений, вложив в него Свои святые слова и оградив их от влияния его мерзкой личности.
Какая разница между пророчеством и колдовством? Книга "Кузари" рабби Иеуды Алеви объясняет это с помощью сравнения. Есть фармацевт, который изготавливает лекарства и даёт их по необходимости. Он точно знает свойства своих лекарств, когда их можно применять и их дозировку. Лекарства им данные лечат. А есть мошенник, который, взломав дверь, проник в аптеку, надел белый халат и изображает из себя фармацевта, продаёт его лекарства. Понятно, что, не понимая ничего в лекарствах, он способен ими убить. Лекарство от другой болезни, данное неправильно или с неправильной дозировкой, может стать ядом. Хотя иногда, по чистой случайности, такой "лекарь" может и попасть в точку. Пророчество, а все наши знания о духовности получены только через пророков, это Откровение. Сам Фармацевт, Который создал всё, открыл нам определённые знания о мире, о принципах, по которым духовность взаимодействует с материей, и о том, как этим пользоваться. Магия и колдовство – это стремление прорваться туда, куда тебя не зовут, и использовать то, что украл, без понимания его места и предназначения, в своих целях. Тора категорически запрещает заниматься колдовством.
Для чего было нужно, чтобы Билам благословил евреев? То, что утверждает враг человека, на самом деле присутствует в нём, это его слабая отрицательная сторона. Если даже врагу уже нечего возразить, это означает полную победу, переход в совершенно иное качество. Это важнейший принцип мироздания. Именно поэтому, как говорит Мидраш, каждую Субботу с евреем из синагоги приходят добрый ангел и злой ангел - обвинитель. Если даже злой ангел, вопреки своему желанию, говорит "Амен" на благословение доброго – это значит, что еврей действительно к Субботе готов и достоин брахи. По этой же причине Исход из Египта после Десяти Казней состоялся только тогда, когда сам фараон признал свою неправоту и отпустил евреев.
Почему Всевышний вначале запрещает Биламу идти с посланцами Балака, а потом разрешает, а когда тот идёт, гнев Всевышнего возгорается на него? "Ор Ахаим" объясняет, что Б-гу было важно показать свою абсолютную власть в мире. Он может запретить Биламу идти, и ничего тот, враг евреев, поделать не может. И чтобы ни у кого не было иллюзии, что если бы Биламу удалось вырваться, он бы смог что-то сделать вопреки воле Творца, Он отпустил его и показал, что ничего тот не может, только Творец Хозяин всего. Поскольку Билам пошёл утром и не сказал, что его отпустили, и тем создал иллюзию своей свободы., возгорелся за это гнев Всевышнего.
"Да умрёт душа моя смертью праведных". Пишет "Ор Ахаим": "Я видел злодеев, которые говорили мне, что если бы они знали, что, сделав полную тшуву, они сразу же умрут, они бы её сделали, но они знают, что не смогут устоять в тшуве длительное время... спаси нас от такого Всевышний". Таким же был злодей Билам.
Мы видим, что в марксистский принцип "количество переходит в качество" верил уже Балак. Авраам, Ицхак и Яков за свою жизнь принесли в совокупности семь жертв. Чтобы побороть эту заслугу, Балак приносит все семь жертв сразу четыре раза подряд. Так поступают народы мира и сегодня. Вспомните лозунг в Москве: "Город дворцов и храмов".
Из рассказов о праведниках
Однажды когда святой Аризаль занимался с учениками на улице, на дерево рядом сели две большие вороны. Ари посмотрел на них и прогнал. Они громко каркнули и улетели. "Вы знаете, кто это? – спросил он, -- это Балак и Билам, которых опять выпустили из Геинома, поместив их души в этих птиц. Они прилетели просить меня сделать им тикун. Но я не стал этого делать". Ещё про Аризаля. Один из его учеников рассказал, что однажды, придя к Ари домой в Шабат днём, он застал его спящим. Во сне лицо Ари пылало, и губы что-то шептали. Когда он проснулся, ученик попросил Ари рассказать то, что ему открылось на Небесах во сне. Ари вздохнул и сказал, что ему не хватит восьмидесяти лет, чтобы пересказать то, что он сейчас узнал. Он может сказать только, что речь шла о тайнах недельной главы "Балак".
***
На протяжении всего 19 века царские власти прикладывали большие усилия, чтобы, выражаясь официальным языком того времени, "постепенно преодолеть фанатизм отчуждённости среди евреев и привести их к слиянию с основным населением". Ни один народ в империи не удостоился такого "внимания" со стороны властей, такого количества указов как наш. На Украине деятельность цадиким из дома Чернобыля очень мешала этой политике. Поэтому против них издавали специальные указы "цадиковы постановления", сажали под домашний арест, высылали, сажали в тюрьму. Когда над рабби Дувидом из Тольно זצק''ל, זי''ע возникла угроза ареста, ему пришлось бежать заграницу, в Галицию, Австро-Венгрию. Когда угроза миновала и он возвращался домой, то проезжал через город Шполе. Реб Дувид поинтересовался, если в городе кто-то помнит самого рабби Арье Лейба, дедушку из Шполы זצק''ל, זי''ע, который когда-то жил здесь. Такой старик нашёлся, и реб Дувид попросил его рассказать какие-то диврей Тора от цадика. Тот вспомнил: "Можно "видеть видения Всевышнего" и оставаться злодеем Биламом". Услышав это, Ребе ушёл в комнату и запер изнутри дверь. Там он пробыл три дня и три ночи, не выходя никуда и не открывая дверь. После этого он вышел и сказал: "Мы тщательно себя проверили и к нам сказанное не относится".
Агит Шабос, Яков Доктор.
Теги: Недельная глава