Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Слыхали ли вы о подобных случаях: кто-то вызвал гнев начальства, но в «наказание» получил именно то, чего хотел! Я слышал — точнее, читал. Не где-нибудь, а прямо в Торе. И не о каком-нибудь начальстве, а о Самом Б-ге.
Он хочет назначить Моше лидером и послать с миссией вывести народ из Египта. Обычно люди, имея возможность, рвутся к власти, и рады объяснить это «мандатом от Б-га» или от «народа». А тут тебе мандат от Б-га, объявленный Им Самим, без всякой необходимости выборов, тем более праймериз. Где оппоненты не преминули бы заявить, что речевой дефект делает Моше негодным к должности. Нет, Б-г настаивает, что Моше может справиться. Но Моше рвется от власти и сам указывает на речевой дефект как на причину негодности. Б-г напоминает, что все зависит от Него, и, если только Моше захочет, проблем не будет.
Но Моше не хочет — пусть Б-г лучше пошлет того, кого всегда посылал — Аарона, который уже давно был пророком. Он умеет говорить, а Моше в любом случае не хочет становиться важнее старшего брата.
«И воспылал гнев Б-га на Моше, и сказал Он: ведь Аарон, твой брат, леви — знаю, что говорить будет он… и вложишь речи в его уста» (Шмот 4:13—15).
Комментарии отмечают: обычно «гнев» приводит к последствиям, но не здесь. Или — здесь тоже: если бы Моше не упирался, Аарон остался бы только «леви», а священниками (коаним) стали бы Моше и его потомство. А теперь эта роль досталась Аарону и его потомкам, а Моше остался только «леви».
Странно. Обычно последствия гнева — наказание тому, кто его вызвал. Что-то, для него неприятное, плохое. Здесь же Б-г, разгневавшись на Моше… выполняет его желание! Моше хочет, чтобы на миссию был послан не он, а Аарон — Б-г так и делает. Только не полностью: все-таки ты будешь главным, а Аарон — твоим глашатаем. Это называется «наказал»?!
Священником вместо тебя будет Аарон — пожалуйста, Моше и не желал хоть в чем-то быть важнее старшего брата!
И еще вопрос: а подходил ли Моше вообще для миссии священника в такой же степени, как Аарон?
Ведь они были очень разными, как уже неоднократно обсуждали: Моше представлял «мужской» тип силы — постигал и диктовал строгий закон. А Аарон — «женский» тип силы: чувствовал людей и мягко убеждал. Облаченный в наряд первосвященника, олицетворял еврейский народ как очаровательную «невесту» Б-га, подающую Ему «еду» — приношения в Его доме — Скинии и Храме.
Так что как раз речь, умение убеждать было делом Аарона. А делом Моше — командовать и, если надо, карать, без лишних слов. Когда народ захотел сделать тельца, то Аарон не сумел контролировать ситуацию, убеждать взбунтовавшихся и утративших чувство меры людей бесполезно, а Моше пришел и просто пресек и покарал.
А ведь Б-г дает каждому характер в соответствии с его ролью. Как же Он мог планировать, чтобы Моше сыграл также роль Аарона?
Есть в этой главе интересный Мидраш (Шмот Раба 5:9): Б-г сотворил чудо и обратился к Моше и Аарону одним зовом (коль), которой разделился на «два лица» (ду-парцуфин): Моше услышал: «Иди, возвратись в Египет» (Шмот 4:19), а Аарон услышал: «Иди навстречу Моше в пустыню» (там же 4:27). И так они встретились на полпути, и поцеловались. А больше этот зов никто не услышал, даже те, кто находился между ними.
То есть, получается, этот коль — «звук», «голос», «зов» — был не как обычные звуковые волны, которые расходятся во все стороны и слышны всем (но реагирует лишь тот, кому этот зов адресован). Нет, он был более конкретизированным, скорее походил на струю, направленную в ту или иную сторону, и имел свой парцуф — «лицо», «фасад», как мчащийся автомобиль или поезд. А мог и разделяться на разные «лица».
И таким образом, адресат не только слышал звук, но и «видел» его «лицо»: мидраш также приводит слова Торы о том, как при ее даровании «весь народ видел голоса (колот)». Известное замечание мудрецов: именно «видел» голоса, которые обычно только слышат, для более мощного эффекта и глубокого впечатления, ибо лучше сто раз увидеть, чем один раз услышать. Но мидраш также толкует слово «голоса» — их было много. Ибо это был не обычный звук, расходящийся одной волной, а такие, более сущностные звуки-голоса, каждый в своем направлении.
Например, они раздавались с разных сторон: «Г-сподь от Синая выступил, и восстял от Сеира им, озарил от горы Паран» (Дварим 33:2). Как уже говорили, географические направления отражают разные склонности души, а значит, доносящиеся оттуда голоса — разные типы характера, который к ним обращается.
Раши (Шмот 20:2) объясняет: при рассечении Красного моря Б-г открылся в качестве могучего воина, а здесь, при Синае, Он предстал в качестве преисполненного милосердием старца. Поэтому Ему потребовалось пояснить: хотя Я меняю образ, не думайте, что есть разные божества – Я тот самый Б-г, Который вывел вас из Египта, и Которого вы выдели у Красного моря.
И с разных направлений тоже, надо полагать, Б-г представал разным по «характеру»: то «западным», то «восточным». И все это был один Б-г, только говорил Он разными «голосами», с разными «фасадами».
Мидраш приводит и другой пример: на этом грандиозном Синайском откровении «каждое изречение, исходящее от Б-га, разлеталось на семидесяти языках». Опять же, не просто звуки, а конкретные голоса и даже речи — на конкретных языках. Которые, впрочем, как уже тоже поясняли, отражают разные менталитеты и восприятия говорящих на них людей. Восприятия центральной Истины, которая посередине.
Вот и здесь Моше и Аарон слышали один звук-голос-зов, который воспринимался каждым из них по-своему, но в конечном итоге привел их к встрече посередине.
О чем еще напоминает выражение ду-парцуфин?
Конечно, об утверждении мудрецов (Эрувин 18а), что изначально так были сотворены Адам и Хава — в «двух лицах», и только потом разделены. Согласно этой трактовке, сказав «нехорошо человеку быть одному» (Берешит 2:18), Б-г имел в виду не трудность, а опасность: совместив в одной персоне все силы, человек может вообразить себя богом. Поэтому лучше разделить мужскую и женскую составляющие, чтобы каждый осознавал: он несовершенен без пары.
Так лучше — в смысле, лучшее из зол. Ибо идеала нет.
Но с приходом Моше, может быть, идеал будет? Ведь Моше отличало то, что он был скромнейшим на земле (Бемидбар 12:3). Этот не возомнит себя богом, даже если совместит в себе все силы! И станет воистину идеальнейшим человеком, целью творения. Сейчас у него только «мужская» сила, но Б-г может дать и «женскую», если Моше захочет и будет готов.
Но Моше не хочет: знает, что к «женской» роли предрасположен Аарон, и не хочет становиться идеалом за счет лишения брата его возможности — та самая скромность не позволяет! И приходится Б-гу дать обоим подняться до уровня Адама — как изначальные Адам и Хава, идеальная пара: оба слышат одно и то же изречение Б-га по-разному, но, вместо того, чтобы бесконечно спорить о том, что слышали, понимают, что все едино. Есть только разные аспекты, разные «лица» и «фасады» одной и той же истины посередине, и там они сходятся.
Идеальная пара, но не один идеальный человек. Тот идеал так и остался недостигнутым. И это вызвало гнев Б-га.
А почему не наказание?
Объясняет рав Мекленбург: выражение харон аф вообще неточно переводить как «гнев». Слово харон связано с хор — «дыра», нехир — «ноздря», т.е. проем, «отступление вглубь» стены, материи. Аф — здесь «лицо». Поэтому харон аф — «отход в тень лица» Б-га, сокрытие Его Присутствия. Когда ситуация не устраивает, можно не орать или драться, а просто уйти. И наоборот, когда Б-г доволен, Он может леашив апо (Теилим 78:38) — «вернуть Свое лицо», «выйти из тени», и снова присутствовать.
Так что «гнев» Б-га не означал какое-то преступление и наказание. Был просто упущен шанс достижения идеала и, следовательно, максимального раскрытия Присутствия Б-га, творящего тот идеал. Этого не произошло, и Б-г, наоборот, «отступил в тень».
Но, конечно, все относительно, и достаточно света было хотя бы в том, какой идеальной парой были Моше и Аарон — и всем парам неплохо бы у них поучиться.
Теги: Тора, Недельная глава, Дарование Торы, Шмот, Ваэра, Адам, коэн, Моисей, Аарон, Левиты, Коэн гадоль, Первосвященник, Хава