Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Такой вопрос мне уже неоднократно задавали по поводу греха Адама. Его же можно задать о грехе Золотого тельца, который, как уже не раз отмечали, стал повтором греха Адама. Да и Ноах, кстати, на одном этапе туда же, как увидим.
Так вот, несмотря на фундаментальный принцип нашей религии - свободу выбора - вопрос о неизбежности греха действительно стоит в свете написанного в мидраше (Танхума, Ваешев 4).
Который спрашивает так: как известно, только в результате греха Адама он и все человечество, произошедшее от него, стало смертным. Но ведь еще до его сотворения в шестой день Тора намекает на сотворение ангела смерти словами «тьма над пучиной» (Берешит 1:2). Значит, уже изначально грех Адама входил в планы Б-га. И в самой Торе написаны законы ритуальной нечистоты, которая передается от мертвого человека (Бемидбар 19). А ведь Тора была «написана» у Б-га задолго до сотворения мира. Значит, Он всегда планировал, что человек будет смертным. И иллюстрирует притчей: муж заранее написал разводный документ (гет), затем пришел домой, попросил жену налить ему воды, а потом, придравшись к температуре воды, вручил ей гет. На что она, естественно, заметила: ты в любом случае планировал развестись, только повод искал.
Но неужели так оно и есть? Ведь несправедливо, вроде, выходит… Да и, как сказано, противоречит фундаментальному принципу свободы выбора. Мы тут все говорим: если бы Адам постарался, сумел бы пройти испытание и тогда привел бы к совершенству и самого себя, и весь мир. А теперь, выходит, не так?! На самом деле шансов не было?!
В отношении греха Золотого тельца уже высказывается Талмуд (Авода Зара 4а), несколько по-другому, но в том же ключе: на самом деле евреи не были должны согрешить - т.е. они были выше этого - а согрешили только потому, что надо было преподать урок о раскаянии. Т.е., получается, Б-г так «устроил», чтобы потом они прошли через стадию раскаяния и научились этому.
Но как же со свободой выбора?
Да и более того: в результате греха тельца евреи утратили высший уровень, соответствовавший первым скрижалям Торы, на который даже после раскаяния уже тогда не вернулись. Скрижали тогда получили вторые, уже не такого уровня, а первые остались разбитыми. Они были сохранены, ибо в конечном итоге все-таки ожидается возвращение на изначальный уровень, но только после долгого пути по истории, который мы до сих пор проходим!
И Адам после греха, хотя и раскаялся, уже не был допущен в Эденский сад, и пришлось ему проходить через всю историю.
Получается, что ради урока раскаяния Б-г надолго столкнул их с изначального уровня. Разве это справедливо?
Аналогично, по словам Талмуда, царь Давид «не должен был» согрешить, но и он должен был преподать урок раскаяния - его раскаяние тоже классическое и должно было состояться, вот Б-г и устроил.
Как все это понимать?
Как уже многократно говорили, а в последней статье обобщили, все эти грехи - что Адама, что тельца - были не просто случайностью, но частью общего плана - «цикла жизни» в разных его формах.
Есть цикл жизни отдельного человека: от молодости, которая может, но не знает, к старости, которая наоборот.
Или цикл жизни народа - от подъема до падения: сначала энергия и агрессия, потом умиротворение, но и разложение, упадок.
Или каждый день в нашей жизни: с утра - нового свежего старта, с энергией и планами - до утомления к вечеру и стремлению вернуться домой.
Или цикл времен года - от весеннего пробуждения и свежести, до осеннего сбора урожая и увядания.
Именно этот последний цикл прошли евреи, выйдя весной из Египта: расцвели полностью к началу лета - Шавуоту, но потом зашли слишком далеко, «перегрелись» и согрешили с тельцом - а потом, к осени, «остыли», вновь обрели равновесие.
Казалось бы, как же так, только что достигли такого уровня, говорили с Самим Б-гом, и вдруг так согрешить! Нет, не вдруг: как уже пояснили, это естественное продолжение процесса. От успехов к головокружению от них. Сначала «поднялся бык», потом зарвался. Как и Адам, которому змей обещал, что, вкусив плод, будет «как Б-г». Поэтому нужно было отнять у него эти силы и этот уровень, проучить.
Потому что такая она молодость. Может, но не знает! Полна энергии и планов, амбициозна, даже нагла, но при этом неопытна и может начать слишком много о себе думать. Вот и надо дать ей знать, преподать урок скромности, чтобы поумерила амбиции.
Но вот беда: тогда происходит переход к старости, которая теперь-то понимает, но уже не может! И даже раскаявшись, прежнего уровня уже не достигает.
Отсюда и выражение: «Если бы молодость знала, если бы старость могла!» Так подразумевается: мир трагичен, в каждой фазе свои недостатки, и никак не получается совместить все достоинства - и знание, и способность.
Но, может быть, не так надо на это смотреть? Может, на самом деле так оно и должно быть - нужны две фазы, каждая со своими достоинствами, а не одна со всеми?
Нет, какой же прок от одной только старости, которая не может? Да, без нее молодость бы так и не «поняла», и наломала бы много дров. Но почему не сделать саму молодость понимающей?
Потому что тогда она бы и не дерзнула, и ничего бы изначально не построила!
Слишком много знающий и понимающий человек сковывается своими знаниями и теряет уверенность. Недаром много в жизни историй успеха именно людей, которые «не знали, что так нельзя». Именно такая она, молодость - невинная, непосредственная, с элементом детства, из которого еще до конца не выросла. А старость смотрит и качает головой: нет, ну куда ты!... Нельзя так! А когда у молодости именно так и получается, старость приходит в замешательство: «А что, так можно было?!» И вздыхает: «Наглость - второе счастье!» С некоторой досадой и завистью в голосе: мол, я-то играла по правилам, думала, что так надо, была послушной, а тут смотри, именно нарушителям везет.
Таким образом, молодость должна быть неопытной и даже в определенной мере авантюристичной и наглой - чтобы не побояться выйти в свой путь. Она должна не знать.
Но потом должна обжечься, чтобы вовремя остановиться и остыть. А то действительно слишком зарвется и дров наломает.
Что же получается, молодость непременно должна наломать дров?
Нет. Ведь, если посмотрим на реальную жизнь, в ней вовсе не предопределено, что каждый молодой человек или тинэйджер неминуемо сделает какие-то конкретные глупости. Всякие есть люди, всякие характеры и обстоятельства. И, да, у каждого свой выбор.
Но в целом это характерно. Это заложено в природе молодости, и в этом есть своя цель. Молодость в принципе должна быть смелой и дерзкой, чтобы было достаточно молодых людей, которые будут двигать мир вперед. (Так что в некотором плане правильные наставления дала Тортилла Буратино.)
И в среднем возрасте вовсе не каждый обязан пройти через кризис, некоторые остаются вечно молодыми (а некоторые уже раньше перестают ими быть). Но в принципе, в целом, характерно, что есть такой этап, что многие через него проходят. Потому что и в этом есть цель: не может молодость существовать в мире одна, без какого-то ограничителя и баланса.
Но Адам вначале и евреи в пустыне были не просто людьми, с которыми грех может случиться, а может и нет. Ибо в Адаме, как мы сказали, было заключено все будущее человечество, он прокладывал для него путь. И евреи, которые достигли его уровня при даровании Торы, тоже заключали в себе души всех последующих поколений своего народа, который сам по себе является «человечеством», «миром». И прокладывали путь соответственно для всех тех поколений.
Поэтому Адам и эти евреи должны были пройти через все эти этапы. В том числе зарваться и согрешить, а потом, лишившись сил и скатившись, усвоить урок и научиться раскаянию. Чтобы в произошедшем от них человечестве был заложены способности прохождения всех этапов этого цикла. Чтобы была и амбициозная, способная двигать мир вперед молодость, и умудренная опытом и наученная скромности зрелость. Чтобы люди знали: согрешив, можно раскаяться. Не все согрешат, но некоторые не удержатся, поэтому Адам и евреи с тельцом должны были проложить и этот путь.
Но сам Адам изначально этого не знал. В его понимании перед ним стоял выбор - если удержится, то здесь и сейчас же исправит и доведет до совершенства все заложенное в нем человечество, и уже не понадобятся будущие поколения и их циклы. И только потом, когда не получилось, осознал, что история человечества, с этими циклами, так и была задумана. Он должен был пройти через этот цикл, и Б-г вел его - изменял сам его характер, превращал покладистого ребенка душой в юношу-бунтаря и так «подводил» его к испытанию и получению «шишек» на голове. Отсюда и претензия Адама: Ты все это изначально запланировал! Я должен был пройти через эту фазу цикла, поэтому, хотя формально это был мой выбор, на практике ты меня сделал таким, что это стало неизбежным.
Да, но иного способа не было: изначально Адам должен был думать, что выбор есть. Ибо, если бы знал, что обречен на грех, то психологически не мог бы стараться и прилагать все силы, чтобы его избежать, и это свело бы на нет само испытание. Более того, он побоялся бы даже пытаться идти вперед и достигать каких-либо успехов.
Поэтому, да, молодость должна не знать.
А евреи на Синае? Они-то уже знали, что эти циклы существуют: Адам через свой прошел, не могли научиться на опыте?
Могли. Но могли и подумать: мы тут строим «нового человека», особый, избранный народ, отдельное «человечество», и уж с нами этого не произойдет. Как любой покладистый ребенок может смотреть на тинэйджеров и думать: как же глупо они себя ведут, уж я так не буду, когда подрасту! Или молодой идеалист может смотреть на окружающий его грешный мир и не понимать, как так можно - уж я-то никогда так не сделаю. Пока не изменится и не поймет… Молодость не знает, даже когда есть рядом старость, которая пытается делиться опытом, - нет, надо все познать на своем собственном!
Поэтому и в понимании евреев перед ними стоял такой выбор: они могли здесь и сейчас же исправить и довести до совершенства все заложенные в них еврейские души, и не потребуется история с ее циклами. Но и у них не получилось, и оказалось, что, хотя они и действительно особый «народ-человечество», тем не менее, и у этого народа задумана история с такими циклами. И этот грех был нужен для закладки соответствующего этапа: некоторые евреи после достижения успеха зарвутся и согрешат, и нужно научить их раскаянию. Поэтому и эти евреи, их предки, должны были пройти через этот процесс головокружения от успехов и падения с последующим уроком. Но изначально, как сказано, они не должны были об этом знать.
И судить мы их не можем. Потому что сами в молодости…
Но и к Б-гу тоже претензий иметь не можем. Потому что по той молодости-то ностальгируем!..
Наконец, чтобы не выпадать полностью из темы недельной главы, скажем, что и Ноаха это не обошло.
Ведь странно: после того, как Тора назвала его «праведником» и «цельным» (Берешит 6:9), и после того, как он прошел через страшный Потоп и лицезрел воочию грозный суд Б-га, и ценой таких усилий спас весь животный мир от гибели - после всего этого он первым делом насадил виноградник и банально напился! (там же 9:20-21)
Но мудрецы (Санедрин 70а) не просто качают головой, но говорят: надо было ему научиться у Адама!
Ведь, как уже упоминали, в отношении Адама Талмуд обсуждает, какой именно плод он съел, нарушая запрет. И, согласно одному из мнений, то был виноград. Потому что, как тоже пояснили, грех заключался не просто в съедении плода, но в чрезмерном увлечении одним из них (их было много видов). И в случае чрезмерного увлечения виноградом мы вполне представляем себе, как выглядит результат!
Но не просто физический виноград и пьянство. Ведь все это было также оболочкой духовных сил, которые представляло Древо познания. А именно: изначальная сбалансированность Древа жизни - уравновешенность в характере и объективность в понимании мира. Местонахождение в центре и связь со всеми радиусами: все черты характера, взаимно уравновешенные, и все точки зрения и аспекты дела, понятые и учтенные в анализе.
А Древо познания - отклонение к крайности. И в характере - слишком веселый или слишком хмурый и т. п. - и во взглядах. Увлечение одной идеей, «опьянение» ею, уверенность в том, что она и базирующиеся на ней точки зрения - единственно правильные, а все остальное - ложь и пропаганда.
Во всем этом Адам «по молодости» наделал ошибок, но, как сказано, необходимых для опыта человечества.
Но Ноах на этом опыте не научился, и, хотя уже был не мальчик, да и прошел через многое, тем не менее, на данном этапе «впал в детство» и наступил на те же грабли.
Почему?
Мудрецы (Зоар, Ноах 73) объясняют: он подумал, что, раз Б-г навел на мир Потоп, то все зло уже «смыто», и можно попробовать начать сначала. Вкусить все разные плоды Древа познания, не увлекаясь чрезмерно каким-либо из них. Включая тот, на котором ранее потерял равновесие Адам. Но и у Ноаха не получилось, и получил ту же «шишку».
И в свете сказанного можем добавить: Ноах должен был так попробовать вкусить все плоды Древа познания - развить в отдельности каждую черту характера, следя, чтобы ее балансировала противоположная, и изучить глубоко каждую идею, не теряя при этом общей объективности. В целом - стремиться к всестороннему совершенству. С молодым энтузиазмом.
Почему?
Потому что, выйдя из ковчега после Потопа, он увидел разрушенный мир. Он и те, кто были с ним в ковчеге, выжил, но при этом потерял все остальное, и всех знакомых. Как те, кто прошел через Холокост. Поэтому, согласно еще одному мнению, Ноах напился просто, чтобы забыться и подавить боль!
Но что теперь? Делать нечего, надо начинать все сначала и отстроить мир. А для этого надо в некоторой степени забыть весь горький опыт и вновь помолодеть душой. Обрести энтузиазм. Иначе трудно браться за великую стройку в таком подавленом состоянии. Вот Б-г и придал Ноаху ту энергию и те амбиции, которые придают молодым способность дерзать. Желание построить мир и познать все на свете, и добиться совершенства. И при этом - «незнание» того, что не все может получиться по плану.
Вот Ноах и «забыл», и дерзнул. Это было необходимо - мир действительно был отстроен. Но и опьянения во всех смыслах избежать не удалось… Что ж, очередной урок человечеству.
Постараемся извлечь - и в то же время, насколько возможно, не терять молодого энтузиазма и стремления к совершенству!
Теги: Недельная глава, Свобода выбора, раскаяние, Еврейский Календарь, Адам, грех, Ган Эден, еврейские праздники, Древо Познания, История еврейского народа, Ной, Ноах