Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Лашон а-ра о проступке бейн адам ле-хаверо или СВОРФ приходит в город Н-ск

Отложить Отложено

 

Хафец Хаим пишет (Законы лашон а-ра, гл. 10, пар 7), что закон, (относящийся) к разрешению лашон а-ра о проступке между человеком и Б-гом (бейн адам ле-маком) и между одним человеком и другим (бейн адам ле-хаверо), одинаков –  с одной разницей.  В случае с лашон а-ра о проступке из области бейн адам ле-маком разрешение дается только в том случае, если человек (о котором будут говорить лашон а-ра) его нарушает регулярно, в то время как в случае бейн адам ле-хаверо можно говорить лашон а-ра, даже если человек нарушил закон всего лишь один раз  (см. Лашон ара про творящих зло и противоречие в словах Хафец Хаима? — Рав Арье Лейб | Еврейские блоги на Толдот.ру (toldot.com)).

 

Откуда такая большая разница в законе?  Может быть, потому что Тора относится гораздо строже к нарушениям в области межчеловеческих отношений?  Нет, это не так. Хафец Хаим объясняет (Законы лашон ара гл. 10, Беер Маим Хаим 30), что разница в следующем.  Лашон а-ра разрешается только ради пользы.   В нашем случае речь идет об общей пользе общественного порицания и осуждения неправильного поведения, чтобы другим людям не захотелось грешить, как грешил осуждаемый, и даже, возможно, чтобы согрешивший раскаялся (см.  КОНСТРУКТИВНАЯ КРИТИКА--УСЛОВИЯ — Рав Арье Лейб | Еврейские блоги на Толдот.ру (toldot.com),   Но польза эта довольно-таки слабая, поэтому пока есть шанс, что согрешивший раскается в ближайшем будущем, то вред от того, что его будут позорить его неправильным поведением даже после раскаяния,  перевешивает общую пользу общественного осуждения неправильного поведения вообще, и поэтому лашон а-ра запрещается (см.   ОН ГРЕШИТ, А МЕНЯ НАКАЗЫВАЮТ?--II — Рав Арье Лейб | Еврейские блоги на Толдот.ру (toldot.com)).

А как узнать, раскаялся человек или нет, если он согрешил только один раз и больше в этом поведении замечен не был?  В области нарушения законов между человеком и Б-гом только Б-г знает, было ли раскаяние или нет.  А если нарушение было по отношению к другому человеку, то раскаяние, которое включает в себя компенсацию ущерба и извинение перед пострадавшим, заметно.  И если обидчик не извинился и не компенсировал ущерб, если это возможно, то значит, и раскаяния нет.

Правда, исходя из вышесказанного, есть исключение из правила.  В некоторых случаях, если обидчик не понимает, что он поступил неправильно, или считает, что он не виноват и платить не должен, то тогда грех считается ненамеренным (шогег), и говорить лашон а-ра ради общественного осуждения нельзя.  

Если вы спросите: «А кто, собственно, должен устанавливать, правильно поступил человек или неправильно?» – то у нас на это есть законы Торы и раввины или бейт-дин, которые судят в соответствии с этими законами.

 

Но это все теория, а теперь, для иллюстрации, давайте перейдем к историям из жизни израильского города Н-ска.

 

Борьба Гольдштейна с ******

 

Рабинович проезжал мимо русского магазина города Н-ска и вспомнил, что хотел купить шпроты (кошерные, латышские) и квас (кошерный, украинский).  Пока он пытался найти место, где можно было запарковать машину, он увидел Гольдштейна, выходящего из магазина с пакетиком.  Рядом с магазином место найти не получилось, и Рабинович завернул на пустырь за магазином.  Его глазам предстал Гольдштейн, который сосредоточенно и быстро поедал что-то красное и ракообразное.

Кстати, вы спросите, почему Гольдштейн не съел раков у себя дома?  Дело в том, что дома была жена Гольдштейна, и дети, и перед ними было неловко раков есть.  

«Да-а… – подумал Рабинович, – три года прошло, и опять Гольдштейн за раков взялся».

Может ли Рабинович рассказать друзьям по синагоге о том, что он видел?  Ответ:  нет, не может, потому что Гольдштейн раков поедает очень эпизодически, и, скорее всего, через день почувствует угрызения совести и опять не будет раков есть еще... долгое время.  Тем не менее, Рабинович обязан выполнить заповедь тохаха (упрек) и сказать Гольдштейну, что раков есть нельзя, и нужно как-то над собой работать, чтобы не скатываться к ракопоеданию.

 

 

Как Боря Коган и Ягудаев выясняли отношения к тому-чего-нельзя-называть

 

Боря Коган был в прескверном настроении.  В марте предыдущего года Борин бизнес в Российской Федерации был на грани краха.  Ценой неимоверных усилий, страданий от предвзятого отношения к обладателям русского паспорта в тех странах, где невыгодно было использовать израильский, и трехмесячного мотания по миру, Боре удалось его восстановить. Более того, к удивлению оказалось, что кому она специальная военная операция, а кому она мать родная.  Параллельный импорт оказался очень прибыльным, хоть и нервным, делом, и, – вспомнил Боря слова зицпредседателя Фунта, – «никогда я так не сидел, как при нэпе».  Нет, не сидел, конечно, а зарабатывал, и не при нэпе, а при СВО РФ, но смысл был тот же самый.

И вот Боря решил отпраздновать успешное дело семейным автопробегом Гибралтар-Мадрид-Барселона-Бордо-Париж.  

Постойте, – скажете вы, – а откуда же прескверное настроение?

А дело в том, что утром Боре позвонил его адвокат и сообщил ему, что он попал под европейские санкции, а одного из его бизнес-партнеров в США арестовали за обход санкций уже американских.

Европейский автопробег накрылся, а на билетах на себя, жену, дочь и сына с невесткой Боря потерял 4000 евро. Деньги, конечно, не то чтобы совсем большие, но неприятно.  A главное, Боря чувствовал себя жертвой.  Жертвой коварных англосаксов, мастеров геополитики (см Лашон ара в обсуждении ****** — Рав Арье Лейб | Еврейские блоги на Толдот.ру (toldot.com) ).  Боря же не оружие импортировал и не снаряды из Ирана возил, а просто оборудование для газодобывающей промышленности.  И за это англосаксы, которые хотели себе забрать европейский газовый рынок, поставили его, Борю Когана, простого русско-израильского еврея, под санкции.

Навстречу ему шел Ягудаев (уроженец Ташкента).  И тут Боря от горя совершил ошибку.  Рабинович (уроженец Одессы) давно предупредил Борю (бывшего жителя Воркуты), что он в меньшинстве.  “Народ тут тебя не поддерживает, поэтому лучше на определенные темы не разговаривать”.  А Боря об этом забыл и на вежливый вопрос Ягудаева, что с ним случилось, высказал ему все, что он думал о коварных англосаксах, об упрямых укронационалистах-марионетках Запада, о том, кто несправедливо отдал Крым в 1954 году, о том, что из-за всего этого он, Боря Коган, также несправедливо потерял 4000 евро и поездку в Европу.  Ягудаев, однако, не отнесся к Бориным переживаниям с состраданием, а, наоборот, заметил, что противодействие Боре совпадает, в некотором смысле, с деятельностью его (Ягудаева) сына.

Если вы помните, Томер Ягудаев, бывший чемпион города по каратэ и король местных хулиганов, уехал с неустановленной целью на/в Украину в начале 2022 года.  Откуда вернулся, хромая на правую ногу и без двух пальцев левой руки.  А на данный момент Томер, который, увы, ничего более осмысленного в своей жизни до поездки на/в Украину с неустановленной целью не нашел, опять отправился туда.  И опять с неустановленной целью.

Боря о новой поездке Томера не знал, но о старой помнил.  Вследствие этого завязалась жаркое обсуждение СВО РФ. Далее, как свидетельствовал полицейский протокол, гражданин Коган Б. и гражданин Ягудаев А. перешли от взаимных оскорблений к взаимному толканию.  В ходе этих действий гражданин Коган Б. сильно толкнул гражданина Ягудаева А., с которого слетели и сломались очки стоимостью 400 шекелей.  После этого граждане Коган Б. и Ягудаев А. были разняты прохожими и подоспевшим патрулем полиции.  Свидетелями происшествия являются Рабинович В. и Хасидашвили Я.

 

Вопрос простой:  кто должен платить 400 шекелей?  Боря считал, что оба неправы, погорячились, потолкались, очки случайно разбились, но это как футбол – издержки игры, раз начал толкаться, то дальше, как получится.

A Ягудаев считал, что да, оба неправы, погорячились, потолкались, но очки-то разбил Коган, вот пусть он и платит.

Поэтому Боря 400 шекелей платить категорически отказывался, даже после того, как Саша-программист ему объяснил, а новый рав подтвердил, что, по закону (Хошен Мишпат 421), он считается виновным.  

Имеет ли право Рабинович говорить лашон а-ра про Борю – что он злостно не платит за причиненный им ущерб?  Ответ: нет, поскольку, хотя Боря Коган нарушает и явно не раскаялся (раскаялся – заплатил бы!), неочевидно, что он это делает намеренно,  поскольку (Беер Маим Хаим, гл. 10, прим. 16) он считает, что пока бейт-дин или местный даян не приказал ему заплатить деньги, он это делать не будет, и искренне считает, что он прав.

Теги: Мусар, Лашон ара, Хафец Хаим, Политика, злословие, алаха, Сплетни