Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всякий может стать праведником, как Моше Рабейну, или злодеем, как Йеровам, мудрым или глупцом, милосердным или жестоким, скупым или щедрым… Лишь он сам по своему разумению направляется по тому пути, который изберёт»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 5, 2

Лашон ара и выборы. Лашон ара о том кто говорит лашон ара --II

Отложить Отложено

 

Продолжение предыдущего рассказа.

 

Влад-программист вышел из магазина и увидел группу пенсионеров и стоящего рядом с ними Сашу-программиста.  Саша, хороший сын, раз в неделю отвозил в магазин свою маму.  И вот он стоял рядом с ней и рядом с Вениамином Лазаревичем и Зоей Наумовной.  Влад подошел к ним, чтобы поздороваться с Сашей, и, к удивлению для себя, обнаружил, что Саша-программист обсуждал... Гольдштейна.

 – ...он уже совсем далеко зашел.  Один раз даже заявил, что дядя Миша Кукушкинд на самом деле Кукушкин, украинец, и, мол, может, его в миньян считать нельзя.  Ну а в тот раз назвал продажным либералом. Ну как так можно?  Допустим, что у дяди Миши сдвиг из-за Украины, ну да, если целый день смотреть на разбомбленные кварталы города, где ты провел большую часть жизни, можно с ума сойти.  Но нельзя такое про него говорить!  Он же Гольдштейну ничего не сделал, а тот просто на него, эммм... бочку катит просто так.  Да еще за глаза.  Это подленькое поведение.  Все это низко и гнусно.

 

Влад-программист немного опешил.  Саша произносил почти тот же текст, по смыслу, который он хотел выдать два дня назад.  А Саша это назвал лашон а-ра.  А теперь Саша это делал сам!  Это как?  То есть мне нельзя, а тебе можно?  И почему?  Потому что ты такой праведный?

 

Пару лет назад Влад, человек горячий, яркий и местами несдержанный, пустился бы в карьер и начал бы выяснять с Сашей отношения прямо на месте.  Но жизнь и изучение Торы научили его не бросаться сразу в бой с шашками наголо.  Портрет Саши с надписями «ханжа», «святоша», «лицемер» все время всплывал перед ним, пока он шел домой.  Но вдруг вспомнил он урок старого рава о том, что нужно во-первых: судить хорошего человека в лучшую сторону, во-вторых: любить другого еврея, и в третьих:  если к кому-то есть претензии, то нужно их высказать в мягкой форме и не держать на него злобу.

 

И поэтому на следующий день после шахариса, Влад-программист подошел к Саше и спросил его:

– Вот ты мне объясни, когда я тебя спросил про Гольдштейна и дядю Мишу, ты мне сказал, что лашон а-ра, то да се, нельзя отвечать лашон а-ра на лашон а-ра и т.д.  И я даже послушал! А потом ты это сам же и рассказываешь.  Это как понимать?

– О! – сказал Саша. – Это очень интересно.  После того как мы с тобой это обсудили, я пошел домой и посмотрел в илхот лашон а-ра.  А там написано, что нельзя говорить лашон а-ра про того, кто говорил лашон а-ра, если это его не остановит, и если тот, о котором говорят, еще об этом не узнал. Короче, если дядя Миша еще не знает, что Гольдштейн про него все время разные слухи распускает, то нельзя.  Так что тут я правильно догадался.

– Ну? – еще больше удивился Влад. – А чего ж ты тогда сам рассказываешь?

– А потом там пишется, что если ты видишь, что этот сплетник к кому-то придет и им расскажет, а они ему поверят, поскольку цадик ришон бэ-риво (в споре всегда прав первый), то чтобы этого не произошло, можешь им рассказать, что это все гнусные сплетни, а он, ну, рассказывающий, – низкий человек.  Так вот, я вижу, что Гольдштейн помаленьку расширял свой радиус поражения, так сказать.  И вот он уже к пенсионерам подбирается.  Тем более, что я с друзьями моей мамы неплохо знаком.  У них так: какой канал первым посмотрит, тому и верит. Я это уже на (том-чего-нельзя-называть) проверил.   Поэтому я решил: до того, как Гольдштейн до них доберется, я им расскажу, что его слушать нельзя.

 

А теперь вернемся из города Н-ска в ломдус и посмотрим, почему Хафец Хаим изменяет закон в этом случае.

 

Помните последнее условие из предыдущей статьи:

 

6) Если о лашон а-ра еще не узнал ее объект (дядя Миша Кукушкинд), то говорить лашон а-ра о говорящем лашон а-ра нельзя, пишет Хафец Хаим, потому что тем самым мы создаем риск, что объект лашон а-ра (дядя Миша) узнает о том, что тот, которого мы осуждаем (Гольдштейн), говорит о нем лашон а-ра.  И тогда слабая и общая польза общественного осуждения законов Торы будет перевешена вспыхнувшей сильной ссорой и ненавистью конкретных людей, в нашем случае – дяди Миши Кукушкинда и Гольдштейна.

 

А в нашем случае польза тоже будет конкретная.  Сашина мама, Зоя Наумовна и Вениамин Лазаревич не нарушат запрет слушать и верить лашон а-ра (см. Кабалат лашон а-ра — Запрет верить злословию — Введение — Рав Арье Лейб | Еврейские блоги на Толдот.ру (toldot.com), https://toldot.com/blogs/leib/leib_2173.html), Гольдштейн, когда его слова в негодовании отвергнут, тоже меньше лашон а-ра скажет, даже может быть, поймет, что нужно эту кампанию против дяди Миши заканчивать. Поэтому эта польза перевешивает риск того, что дядя Миша узнает, что Гольдштейн говорит про него лашон а-ра, и устроит большую ссору, тем более что шансы этого в любом случае будут расти по мере того, как Голдьштейн будет наговаривать на дядю Мишу все большему количеству людей.

Теги: Мусар, Лашон ара, Хафец Хаим, Политика, злословие, алаха, выборы, Сплетни