Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Усилия напрасные и необходимые (2)

Отложить Отложено

 По книге раби Менахема Зеева Маора "Иштадлут а-маамин"

 

Во время Второй Мировой войны раби Ицхак Зеев Соловейчик из Бриска оказался в Вильне. Этот город активно бомбили, а убежищ, как таковых, не было. Самым безопасным местом считался нижний этаж. Все, кому удавалось, собирались там, чтобы пережить бомбёжки. Поступал так и рав из Бриска. Но стоило бомбовым ударам усилиться - раби изменил тактику и оставался в своей комнате наверху.

 

Когда его об этом спросили, он пояснил: Поначалу, когда бомбёжек было мало, спуститься вниз соответствовало путям, которые Тора называет иштадлутом, обязывающим предпринять необходимые меры безопасности. (Пусть даже жизнь человека полностью зависит от его заслуг перед Небесами, следует позаботиться, чтобы чудо выживания было сокрыто). Но как только бомбёжки усилились до такой степени, что множество зданий разрушилось до основания, то и выживание в нижнем этаже также стало чудом, которое скрыть стало невозможно, а раз так, - отпала необходимость в иштадлуте.[1]

 

В 1948 году раби Ицхак Зеев уже находился в осаждённом Йерушалаиме. Город подвергался тяжёлым артиллерийским обстрелам, однако Рав продолжал учиться в своей комнате на верхнем этаже и спускаться вниз не желал.

Во время одного особенно сильного обстрела сыну раби удалось, наконец, уговорить отца спуститься в подвал. И что же. Кончился обстрел, раби Ицхак Зеев с сыном поднялись наверх и обнаружили, что снаряд, пробив стену в квартире рава, приземлился прямо на постель.

"Вот видишь что получилось! – стал раби укорять сына, - останься я тут, в комнате, стена осталась бы целой!"[2] Для него было очевидно, если человеку с Небес не присуждёно пострадать, плохого с ним ничего случиться не может. Наоборот, считал рав, в наказание за "излишнюю осторожность", расплатой стала стена и связанные с ремонтом расходы.

 

Во время первой войны в Персидском заливе, когда производился ракетный обстрел Земли Израиля и поговаривали о применении химического оружия, многие оставили свои дома, бежав в районы, считавшиеся "безопасными". Были, кто спешно натягивал противогаз при звуке сирены. Однако некоторые из рабаним, не потрудившись даже заклеить комнаты, продолжали учиться, как ни в чём не бывало.

 

Раби Йхезкель Левинштейн, да благословится память праведника, машгиах ешив "Мир" и "Поневеж", частенько задавал сакраментальный вопрос: "А действительно ли мы уж такие верующие? Все ли усилия, предпринимаемые нами в сфере заботы о здоровье, сохранения жизни и лечения соответствуют образу человека, понимающего, что на самом ли деле его жизнь и смерть меряются лишь соблюдением или нарушением заповедей Торы?

 

Чтобы ответить на этот вопрос, для начала следует выяснить, как поступали в подобных случаях вожди нашего народа. Если мы углубимся в оценку их поступков, пути по которому они шли, то сумеем укрепиться в безыскусной вере, что всё, без исключения, происходит лишь по указанию Свыше, и научимся определять для себя ту меру необходимых усилий, которую человек обязан осуществлять на своём конкретном уровне.

 

Продолжение, беэзрат а-Шем, последует.

 

 

[1]Со слов раби Шолома Швадрона

 

[2]Там же.

Теги: , Еврейство