Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Возвращение

Отложить Отложено

 

Возврати нас, Отец наш, к Торе Твоей   

И приблизь нас, Царь наш, чтобы мы служили Тебе,

И верни нас к искреннему раскаянию, перед Тобою!          

Благословен Ты, Всевышний, желающий (нашего) возвращения!          

   

Почему возвращение к Всевышнему связано с тремя именно этими просьбами?

К Отцу – возвратить.

К Царю – приблизить, чтобы служить.

А ещё – вернуть нас в раскаянии?

Каждая из них касается своей, особой, грани в наших отношениях с Творцом.

 

Отдаляясь от Б-га, еврей уподобляется троим:

зятю, пренебрегающему  тестем;

работнику, сбегающему от хозяина;

и жене, оставляющей  мужа.

 

Каждое из названных уподоблений соответствует определённому аспекту нашей связи со Всевышним.

 

В час дарования Торы, говорит Гемара[1], состоялась "свадьба" между общиной Израиля и Торой. Всевышний, "отец невесты", "выдал" Тору, - любимую дочь, - "за" народ Израиля. Еврей, отвергнувший Тору, тем самым отвергает Всевышнего.

Всевышний - Властелин вселенной. Его приказы - заповеди, закреплённые в Торе. Отбросив заповеди, еврей восстаёт против Хозяина мира.

Создатель заключил с народом Израиля союз любви. Цель Торы и заповедей не только и не столько сделать нас рабами Всевышнего или вручить нам Тору, как Б-жественный документ. Главное назначение всего этого - прилепить нас к Нему.

Так любящий муж приближает к себе жену.

Нарушая заветы Б-га, мы разрываем "супружеский" союз. Идя против Торы, мы нарушаем брачный договор. Оставляя, не дай Б-г, еврейство, - изменяем любящему Супругу.

 

Раскаяние осуществляется этими же тремя путями.

Мы возвращаемся к Б-гу через Его дочь - Тору,

Выполняя заповеди, мы подчиняемся Его Воле, словно опомнившиеся рабы.

И, наконец, просим вернуть нам Его расположение, как раскаявшаяся жена.

Три этих просьбы – три ниточки спасения, возвращающие к Нему.

 

Возврати нас, Отец наш, к Торе Твоей

השיבנו אבינו לתורתך

Отец наш, мы ушли  от Торы Твоей! Ты вручил её нам, как родную дочь, а мы оставили её. Пренебрегли святостью, забыв, что обрывая связь с нею, мы отказываемся от Тебя. Верни же нас к Торе, чтобы через неё вернуться к Тебе!

 

И приблизь нас, Царь наш, чтобы мы служили Тебе

וקרבנו מלכנו לעבודתך

В Торе написаны указания Царя своему народу. Помоги нам, Царь наш, принять Твою волю, чтобы снова служить Тебе!

                

И верни нас, к искреннему раскаянию, перед Тобою"

והחזירנו בתשובה שלמה לפניך

Вернувшись к Торе и заповедям, мы окажемся способными предстать «лефонэхо» - "перед Ним". Гаон из Вильны говорит, что  «предстоять перед Ним», то есть достичь уровня «лефонэхо», могут только праведники, каждое мгновение жизни которых связано со Всевышним.

Это же провозглашает царь Давид[2]: «Всегда я представлял Всевышнего перед собою.»

Про наших праотцев также написано[3]: ходили они "лефонехо", то есть перед Всевышним.

К этому же стремимся и мы. Подобное стремление к любимому описывается в «Шир а-ширим». Мы просим вернуться к состоянию, когда каждое мгновение мы видим Его перед собою.

          

Благословен ты, Всевышний, желающий (нашего) возвращения.

ברוך אתה ה', הרוצה בתשובה

Творец жаждет нашего раскаяния. Он помогает нам отыскать верный путь назад, к Нему. И пусть эта помощь не всегда ощутима, и порой даже кажется, что её нет вообще, - это не так. Любое наше духовное достижение было бы невозможно, не будь этой незримой постоянной поддержки.

 

Мы хотим возвратиться к Творцу. Что же мешает, почему так необходима Его помощь?

 

Мудрецы часто рисуют человека в образе всадника на лошади. Лошадь - материальные запросы человека, его гордыня и похоть. Всадник - это Б-жественная душа, любящая и стремящаяся к Творцу. Когда конь сходит с ума, скачет без удержу, готовый броситься в пропасть, всадник кричит, взывает о помощи!

Так и душа наша кричит: "Спасите! От гордыни, дурных побуждений, от власти материи!"

 

С таким чувством молится человек, возвращающийся его на путь Торы!

 

По лекции рава Давида Штайнойза. На основе перевода Ривки Клейман.

 


 

[1] Таанит 21:2

 

[2] Теилим 16:8

 

[3] Берешит 48:15

Теги: Еврейство, Тайна восемнадцати благословений