24 января 2003 года, темы: Семинары
Что только не перепробовали делать с русской алией, чтобы приблизить ее к иудаизму! Все, и даже семинары. Результаты плачевные — то есть почти никаких.
И это понятно. Когда после семинара, например, для сфарадим, несколько парней идут в ешиву, никто не удивляется — ведь они выросли в Традиции, и слова Торы, падая на подготовленную почву, дают хорошие всходы. Но для «русских» семинары, увы, не дали ожидаемых результатов.
Ведь если человек попадает на лекцию из олимовской пустоты и даже антирелигиозной атмосферы — как бы он не впечатлился на семинаре, без продолжения связи с ними, без его дальнейшей учебы на регулярных занятиях человек не сможет измениться, не приблизиться.
«Толдот Йешурун», крупнейшая русскоязычная керувная организация под рукодством рава Ицхака Зильбера, провела свой первый семинар. Напомним, что «Толдот Йешурун» объединяет усилия более 250 русскоязычных преподавателей Торы, которые проводят уроки по всей Эрец Исраель, организовано 17 вечерних колелей, в которых учаться несколько сотен хаврут, но семинарами иргун не занимался.
И вдруг — в кибуце Хафец Хаим, в сельской, пасторальной обстановке, шабат-семинар для преподавателей и учащихся — как потенциальных, так и реальных — колеля города Ашдод.
Более 100 человек участников.
Что случилось?
Рав Ицхак Зильбер говорит: «Провести такой шабат-семинар вместе, семьями, с уроками как для мужчин, так и для женщин (в то время как с детьми занимаются) — большая польза. Люди учаться в хеврутах по вечерам, но многие из них не знакомы, им не хватает общения, теплоты, непринужденной обстановки. И жены аврехим — ведь они по вечерам не видят мужей, им трудно, а на такой совместной субботе, они знакомятся с семьями учеников, они видят результат работы мужей...
Жаль что я сам не мог участвовать, но дочь с зятем очень довольны атмосферой и результатами.»
Семинар организован рош-колелем организации «Толдот Йешурун» в городе Ашдод равом Ариелем Левином, и руководителями ашдодской русскоязычной религиозной общины «Дор рвии» братьями Йосефом и Мордехаем Склярами.
«Рав Ариель Левин много лет работал главным раввином Грузии, имеет много учеников, огромный опыт преподавательской и организационной работы.
Собственно весь семинар — и его финансирование, и приглашение известных лекторов, и продуманность до деталей всей программы, влючая самые мелочи — участники получали на столах сборники шабатних песен (и песен было много) — все это заслуга рава Левина» — говорит Авраам Коен, манкаль иргуна. «Унас никогда не было денег на проведение семинаров — все средства идут на учебу. Опыт рава Левина показывает огромную пользу такого совместного шабата для преподавателей и учеников вечернего городского колеля. Были бы средства — мы теперь готовы организовать такие шабаты для всех наших колелей»
Уже перед шабатом начились лекции, потом были совместные молитвы обильно сервированые шабатние трапезы. Слова Торы и вечерния трапеза плавно перешли в вечерние уроки, из которых надо отметить урок для женщин рабонит Хавы Куперман, и интересная беседа, которая затянулась далеко за полночь, которую проводил один из лучших русскоязычных лекторов рав Ашер Кушнир.
После утренней молитвы опять вкусная еда сменялась песнями и словами Торы, а прогулка по кибуцу с посещением зоопарка внеслааромат сельского отдыха, сельской умиротворенности, такой редкой для городских жителей. После завершения субботы был незабываемый концерт рава Хаима Коена. Было заметно, что участникам не хотелось разъезжаться.
Рассказывает Йосеф Скляр, организатор «Дор Рвии», русскоязычной религиозной общины Ашдода:«Как возникла община? Приезжали прекрасные преподаватели из «Швут Ами», такие, как рав Шимон Грилиус, мы организовывали привлечение начинающих. Много помогла «Эш аТора» — и преподавателями, и финансово. Сейчас возникла потребность создании бейт-мидраша, который, мы надеемся, станет ядром нашей общины. Для людей было очень важен этот шабат- семинар, ко мне уже обратились несколько начинающих, теперь они хотят прийти учиться».
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Дни благоволения • Символы Элула • Трубление в шофар • Обычаи месяца Элула • Смерть разведчиков • 25-е Элула • Строительство стены вокруг Иерусалима • Не благословляем наступление Тишрей • «Слихот» • «Тшува» — Дар Всевышнего • Основы «тшувы»
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Выдающийся законоучитель. Его труд по сей день служит одним из самых важных и авторитетных законодательных источников
Редакция Толдот
Рав Исроэль-Меир Лау
В течение этого месяца мы стараемся обеспечить себе как можно больше добрых «адвокатов», которые защитят нас в день Суда, заставив замолчать всевозможных «прокуроров», враждебных нам и напоминающих о наших проступках.
Рав Ицхак Зильбер
Рош а-шана — это начало года и день суда. В этот день, как говорят мудрецы Талмуда, все создания, живущие в этом мире, проходят перед Всевышним, «как овцы», то есть каждый по отдельности. В этот день решается судьба всего мира и судьба каждого человека.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Автор элегий, родился в Гренаде
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В месяц элуль, предшествующий началу нового еврейского года, производится чтение «слихот», молитв о прощении грехов. В разных общинах существует свой график чтения «слихот». Время произнесения молитв тоже выбрано неслучайно.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
По сей день книга Шаха служит одним из самых важных и авторитетных законодательных источников.
Батшева Эскин
История о приближении к еврейским традициям